Не так давно произошла трагедия, связанная с крушением подводного аппарата Титан. По задумке эта штука должна была спуститься к обломкам Титаника, а участники экспедиции предполагали увидеть интересное зрелище.
Там форма была выбрана неверно. Шар или яйцо - оптимальный вариант. Материал был выбран для работы на сжатие. А здесь в средней части был цилиндр. В цилиндре средняя часть работала не только на сжатие, но и на растяжение.
Причем это только потому, что форму для Титана купили от Боинга. Мы в этих формах летаем. А то, что эта форма рассчитана на разницу давлений, противоположную подлодочной - ну вот и...
Классическая ошибка не очень умных разработчиков состоит в том, что они рассчитывают статические нагрузки, но совершенно забывают про динамические.
Разработчик глубоководного аппарата из углепластика конечно понимал, что такое хрупкость и что такое усталость. Он оставил достаточный запас прочности для заданных уровней давления на глубине.
Он только не учел одного. Вода - несжимаемая жидкость и любые звуки и вибрации будут резко усиливать динамические нагрузки на корпус батискафа. Там достаточно внутренних вибраций. которые передаются наружу, а оттуда обратно. И есть наружние гидравлические удары и вибрации, приходящие с поверхности от биений волн.
Неприятность волн в том, что они создают интерференцию, попадая то в фазу, то в противофазу. И на каких то частотах могут возникать механические резонансы в корпусе аппарата. Короче говоря - избыточности по прочности и жесткости с учетом динамических нагрузок - просто не хватило.
Comments 130
А как плавали дальше Британик и Олимпик? "Из того же материала" (с)?
Reply
Без столкновений.
Если бы они задели айсберг, тоже была бы катастрофа
Reply
То есть если брать за единицу современную корпусную сталь, то все пределы для материала Титаника можно смело делить на пять
Reply
Почему на пять то?
Грамм, думается, двести?
Reply
Материал был выбран для работы на сжатие. А здесь в средней части был цилиндр. В цилиндре средняя часть работала не только на сжатие, но и на растяжение.
Reply
Reply
Почему упрямые? Это естественный отбор в действии
Reply
Reply
Reply
Reply
Классическая ошибка не очень умных разработчиков состоит в том, что они рассчитывают статические нагрузки, но совершенно забывают про динамические.
Разработчик глубоководного аппарата из углепластика конечно понимал, что такое хрупкость и что такое усталость. Он оставил достаточный запас прочности для заданных уровней давления на глубине.
Он только не учел одного. Вода - несжимаемая жидкость и любые звуки и вибрации будут резко усиливать динамические нагрузки на корпус батискафа. Там достаточно внутренних вибраций. которые передаются наружу, а оттуда обратно. И есть наружние гидравлические удары и вибрации, приходящие с поверхности от биений волн.
Неприятность волн в том, что они создают интерференцию, попадая то в фазу, то в противофазу. И на каких то частотах могут возникать механические резонансы в корпусе аппарата. Короче говоря - избыточности по прочности и жесткости с учетом динамических нагрузок - просто не хватило.
Reply
Leave a comment