Jun 22, 2016 00:29
При всей снисходительности к гению Толстого, мне совешенно не понятно его глумление над двумя категориями людей в романе "Воскресение" - духовенством и военными.
Вот, например, как Толстой описывает старого генерала, "от которого зависело смягчение участи заключенных в
Петербурге":
"Он служил на Кавказе, где он получил этот особенно лестный для него крест за то, что под его предводительством тогда русскими мужиками, обстриженными и одетыми в мундиры и вооруженными ружьями со штыками, было убито более тысячи людей, защищавших свою свободу и свои дома и семьи. Потом он служил в Польше, где тоже заставлял русских крестьян совершать много различных преступлений, за что тоже получил ордена и новые украшения на мундир..."
Далее:
"Он строго исполнял предписания свыше и особенно дорожил этим исполнением".
И затем:
"Раз в неделю старый генерал по долгу службы обходил все казематы и спрашивал заключенных, не имеют ли они каких-либо просьб. Заключенные обращались к нему с различными просьбами. Он выслушивал их спокойно, непроницаемо молча и никогда ничего не исполнял, потому что все просьбы были не согласны с законоположениями".
При всем отвращении, которое вызывает в целом его образ, описанный в романе Толстым, генерал, судя по всему, представляет собой профессионала: доказал себя в бою на неспокойных рубежах, чтит присягу, знает закон и следует ему. Зачем было делать из него отрицательного персонажа?
Вообще, с точки зрения содержания, "Воскресение" - абсолютно безумный и ненужный роман, который мало рассказал о мире и человеке, но зато много сказал о позднем Толстом. Роман одного человека для одного человека.
книги