Люди, звери, птицы и рыбы в искусстве Ирана в средние века и новое время

Jun 27, 2015 00:34



Боковая грань надгробной плиты в Ардебильском музее.
В барельефе высечена фигура всадника на коне; всадник, судя по всему, человек богатый и высокопоставленный (отправился на охоту, на коне, при оружии и со слугой).

Ничего подобного в суннитском мире мне ранее видеть не доводилось.

Существует мнение - довольно популярное в некоторых околонаучных кругах - что отношение к изображению живых существ в шиизме якобы всегда было более либеральным, чем в суннизме. На этой основе даже выдвигаются всякие психоделические концепции о некоей цивилизационной близости шиизма и христианства, в частности, православия. Дадим слово специалисту:

"The common misconception in this matter is no doubt largerly due to the fact that modern Persia is known to be a Shiah kingdom, but it is forgotten that Shiism did not become the state religion of Persia until 1502, with the establishment of the Safavid dynasty; moreover, only a few of the Safavid Shahs appear to have been distinquished as patrons of art, and the decline of Persian painting set when Shah 'Abbas (1587-1629) withdrew his patronage from the court painters. What painting left in Persia by the eighteenth century was as actively practised under the Sunni rule of Nadir Shah (1736-1747) and the rest of the Afsharids up to the end of that century, as had been the case under their Shia predecessors". // Sir Thomas W. Arnold. Painting in Islam. A Study of the Place of Pictorial Art in Muslim Culture.  NY, 1965. P. 13.

Кроме того, часто забывают еще одно важное обстоятельство. Искусство персидской миниатюры изначально было элитарным. Книжные миниатюры были доступны лишь немногим богатым и образованным людям. Чаще всего миниатюры рисовались под заказ, стоили неимоверных денег и нигде не демонстрировались (по крайней мере до тех пор, пока их заказчик не умирал). То, что персидская миниатюра стала самым известным видом исламской миниатюры - это заслуга талантливых персидских миниатюристов, которые довели свое мастерство до такого высокого уровня, а не следствие особого отношения к изображению живых существ в "шиитском Иране". То же обстоятельство, что в ныне действительно шиитском Иране сохранились такие вещи, говорит о том, что современные персы бережно и без особого фанатизма относятся к своему искусству. В другой части мусульманского мира, в ныне турецкой Каппадокии, например, было совсем печально смотреть на фрески, обезображенные в том числе и современными вандалами.



Дерущиеся зайцы. Дворец Голестан в Тегеране.



Роспись на стене. Зеркальный зал во дворце Голестан в Тегеране.



Демон, ритуальная маска. Дворец Голестан в Тегеране.



Ритуальные маски. Дворец Голестан в Тегеране.



Дворец Голестан в Тегеране.



Пенал. Ардебильский музей.



Звери и птицы. Мавзолей Сафа ад-Дина в Ардебиле.



Утки. Роспись на потолке в мавзолее Сафа ад-Дина в Ардебиле.



Боковая грань надгробной плиты. Мавзолей Сафа ад-Дина в Ардебиле.
Здесь всадник, кажется, побогаче и поудачливее. На руке у него сидит птица, вокруг него бегает газель, а под ногами у слуги путается охотничья собака.



Боковая грань надгробной плиты. Мавзолей Сафа ад-Дина в Ардебиле.



Роспись на стене в музее народного творчества в Ардебиле.



Роспись на стене в музее народного творчества в Ардебиле.



Роспись на стене в музее народного творчества в Ардебиле.



Львы охраняют вход в мавзолей шейха Джебраила, отца Сафа ад-дина.
Интересно, что эта роспись наружная, а не внутренняя.



Могила шейха Джебраила. Слева от изображения Хусейна ваза, на вазе - беспечные юноша и девушка в европейских одеждах; небось, читают друг другу всякие легкомысленные стихи.



Сахарница с портретом молодого Насреддин-шаха из династии Каджаров. Чайная и ресторан Софрахане Сонати в Ардебиле (наилучшие рекомендации этому заведению - атмосфера традиционной чайхоны, приветливые хозяева и вкусная еда).



Объект из Ардебильского музея.



Блюдо из музея стекла и керамики в Тегеране.



Блюдо из музея стекла и керамики в Тегеране.



Блюдо из музея стекла и керамики в Тегеране.



Объекты из музея стекла и керамики в Тегеране.



Часть стены и потолка в музее стекла и керамики в Тегеране.

шиизм, Иран, ислам, суннизм, миниатюры, книги

Previous post Next post
Up