Этот текст появился в рамках подготовки книги об экспонатах Пинакотеки в Мюнхене и
Немецком техническом музее. Совместить прекрасное с полезным обычно трудно, но мы с Инной Савватеевой совмещаем тут живопись с историей техники :-)
История про удачу
Удачу можно измерять разными критериями. Можно тем что воевал, плавал по морям, а домой вернулся живой и здоровый. Это уже можно назвать удачей. А можно измерить удачу в деньгах, например в фунтах стерлингов. И гордится полученным призом, не становясь при этом “джентльменом удачи” уж в совсем плохом смысле - т. е. пиратом.
Шлюп Королевского флота “Фаворит” преследует испанское судно.Командир шлюпа - Филимон Поуноу. Фрагмент картины Джошуа Рейнольдса.
В этом смысле Филимону Поуноу повезло многократно. Сын корабельного плотника с судоверфи в Плимуте поступил на флот под конец затяжной войны за австрийское наследство. В этой густой каше такие крупные фигуры как баварский курфюрст Карл-Альбрехт и Мария-Терезия вознамеривались зачерпнуть полной ложкой, а молодому моряку полагались только тяготы службы… Впрочем, к 1755 году Поуноу выслужил первый офицерский чин и сдал экзамен на лейтенанта Королевского флота. В 1759 году он вступает в командование своим первым кораблём - шлюпом “Фаворит”. Служба она и есть служба. Шла Семилетняя война. Шлюпы были небольшими судами, сейчас мы бы отнесли их к классу “сторожевых кораблей”, в линейные силы флота они не входили и несли патрульную, посыльную и конвойную службу. 15 мая “Фаворит” вместе с фрегатом “Активный” находились в патрулировании у мыса Св. Марии, когда обнаружили на горизонте испанский корабль, опознанный как “Гермиона”. “Гермиона” шла из Лимы в Кадис с весьма интересным грузом. Вот его краткое перечисление: мешки с долларами, золотые монеты, слитки золота и серебра, олова и какао-бобы.
Началась недолгая погоня и в тот же день “испанец” был захвачен отконвоирован в Гибралтар. Призовая стоимость корабля, его снаряжения и грузов была оценена как примерно 520 тыс. фунтов стерлингов, что на наши деньги можно примерно приравнять к 85 миллионам евро. Согласно правилам того времени обоим командирам кораблей лейтенанту (командир шлюпа не имел капитанского звания) Поуноу и капитану фрегата Сойеру полагалась “капитанская доля” в размере 65 тысяч фунтов (более 12 миллионов в современных евро на каждого). Кстати сказать, рядовые матросы тоже были не забыты - каждому члену экипажа выплатили по 480 фунтов - что соответствовало трёхлетнему заработку!
С того памятного дня он прослужил в Королевском флоте двадцать лет. Служба позвала, несмотря на солидное богатство. Участвовал в сражении у мыса Сан-Винсент, был ранен мушкетной пулей. В случайной схватке с французскими кораблями командир 32-х пушечного фрегата “Аполлон”, капитан Поуноу получил в грудь пушечное ядро…
Была это история про удачу или нет - решать вам… А почему я вам её рассказал? Просто в Новой пинакотеке, в Мюнхене висит картина Джошуа Рейноьлдса. Одна из немногих морских картин в глубоко континентальном Мюнхенском собрании. На ней изображен бравый моряк, опирающийся на лапу адмиралтейского якоря, а слева от него устремляется к горизонту двадцати пушечный шлюп “Фаворит”. Моряк на картине мечтательно смотрит в сторону от нас и ещё не знает о своём скором богатстве, долгой службе и героической смерти на палубе…
Джошуа Рейнольдс. Капитан Филимон Поуноу. 1762-1769. Из собрания
Новой пинакотеки в Мюнхене