Любая история про финскую авиацию непременно начинается с дисклаймера, сиречь отмазки. На пол-страницы убористого текста разъясняется, что свастика на крыльях финских самолётов появилась на крыльях тогда, когда Гитлер ещё из окопов не вылез - в 1918 году. И вообще - это древний финский символ, а потом она синяя и не под углом в 45°, а прямая. В общем, я это всё понимаю и принимаю, но раздражает. На сём и закончим.
Есть такой город в Центральной Финляндии - Ювяскюля. А возле него есть аэродром на котором приютился ангар Музея авиации. Совсем как у нас в
Обершляйсхайме, где в ангарах старого аэродрома расположился авиационный филиал Немецкого музея.И есть в ювяскюльском музее много самолётов. Просто куча самолётов. Набиты они туда аж в три слоя. Поэтому экспозиция производит впечатление не "собрания" а "накопления". (Это в моём детстве так говорили про марки. Некоторые их собирали, а некоторые - копили...)
И ещё два момента напрягают: жуткое освещение уличными криптоновыми лампам, несчадно искажающее цвет всего, особенно на фотографиях и попсовые инсталляции из магазинных манекенов с пушистыми ресницами в военной форме ушедших эпох. В Немецком музее, если где, для масштаба, посадят в самолёт манекен, так это будет стильная белая фигура...
Но если вынести всё это за скобки, то получается очень интересно и я с удовольствием оставлю адрес для всех желающих. Вот: Tikkakoskentie 125. 41160 Ювяскюля.
Комментировать фотографии я особо не буду, исключительно по лености, но если будут вопросы - отвечу. Милости просим в довоенную и военную историю финской авиации. (Редкие подписи - под снимками)
Пропеллер со свастикой встречает и провожает вас у входа.
Справочник с силуэтами самолётов противника ДБ-3 / ДБ-3ф (Ил-4)
Передовое средство связи.
Hawker Hurricane - самолёт, по некоторым данным, считается самым изношенным
самолётомв ВВС Финляндии - налетал 208 часов.
Но источник этот (
http://www.litmir.net/br/?b=199156&p=16 ) не внушает,
так как там цвета самолётов перепутаны, или музейщики перестарались. А в подписи написано, что поскольку он прилетел из Швеции,
то стоял на аэродроме с белыми кругами на фюзеляже и крыльях, а свастику накрашивали только перед боевым вылетом...
Фара на крыле Харрикейна
Его кабина.
Крыльевая батарея из четырёх пклемётов
Попытка финнов построить самолёт лучше Ме-109. В конце-концов она удалась, только вот война к тому времени давно кончилась "и он отнёс ёлку обратно" (с)
Манекен финского механика обслуживает мессершмитт. Если нажать на красную кнопку, слышен натужный рёв мотора.
Это у него тропический фильтр? Какого чёрта?
Одна из основ боевой мощи финской авиации: Фоккер D XXI
Один из самых интересных самолётов в экспозиции музея: Брюстер Буффало. «Модель 239» - вариант для Финляндии, переделка F2A-1. С февраля 1940 г. поставлено 44 самолета. Демонтирован тормозной гак и зацеп для катапульты, двигатель заменен экспортным вариантом R-1820-G5 (950 л.с), телескопический прицел заменен кольцевым. Вооружение дополнено 2 12,7-мм пулеметами в крыле (боекомплект 400 патронов на ствол), а к 1943 г. на остававшихся в строю самолетах 7,62-мм синхронный пулемет заменен 12,7-мм. Не менее 6 машин в ходе ремонтов получили трофейные советские двигатели М-63.
Здесь и ниже - синхронные пулемёты.
Крыльевой пулмёт
Пробитая бронеспинка. Страшный символ...
Характерное шасси "Буйвола"
Gourdou-Leseurre GL.22 Построено 50 из них 20 проданы финам. По моему, нигде, кроме как здесь ни одного не сохранилось...
Деталь капота Бристоль Бленхейма. Трогательные замочки в виде английских булавок.
Коллекция наград и регалий штурмана с Бленхейма. Пентти Лаунонен прошел войну и умер в 1984 году.
Списаные в магазине манекены тянут лямку на сверхсрочной в ВВС
Фры, ниже капот, Бленхейма
Кабина Бленхейма
Бреге 14 а2 Ещё то чудо французской авиапромышленности
Thulin D - финская реинкарнация Morane-Saulnier L. Выполнен в варианте агитационного, что написано на листовках - не знаю.