Семик (Зеленые святки) являлся главным рубежом между весной и летом.
В народном календаре, с принятием христианства, к этим дням был приурочен праздник Троицы.
В обрядах Зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.
Цикл Зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков,
кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой
жизненной силы. Как и во время зимних святок - колядок, во всех обрядах участвовали ряженые,
изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время Зеленых святок,
можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой
деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ. Во время исполнения песни
«Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки,
чесания и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых
участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.
В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный
смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний. В дом было принято приносить ветки
березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала
жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев,
собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную
рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают магической силой. Чтобы обеспечить
высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» -
ронять слезинки на дерн или пучок цветов. После завершения специальных молитв все участники
отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение.
Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду. Зеленые святки завершались
обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с завершением зеленых
святок, обряды и ритуалы часто принимали форму ритуальных похорон. Кострому могла
изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками
в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего
начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски,
и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось
купанием. Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В
сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали
на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и
снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.
©