Мартовские тезисы: как содействовать развитию стартапов в России на уровне Университетов

Mar 31, 2009 23:06

Сегодня у меня был разговор с зам проректором нашего университета по fund rising'у.

В результате нашей дискуссии о развитии стартапов в России я подумал вот о чем.

Венчурные фонды и инвесторы - это конечно обязательное условие для развития стартапов, поскольку известно, что практически все успешные компании, в том числе Google и Yahoo, получали инвестиции и их создатели конечно же не являются обладателями всего пакета акций. Это я считаю нормальный процесс, когда инвестор получает значительный, пусть и не блокирующий пакет акций (хотя в России как раз таки наоборот, инвесторы требуют если не 90%, так половину точно). Без этих инвестиций эти компании конечно не получили бы такого развития, потому что за ними стоит мощная ресурсная и техническая инфраструктура. Но думаю, что роль университетов в воспитании стартаперов также очень велика. Если вообще не является определяющей. Те же компании выросли из университетов, в студенческой и аспирантской среде.

Если рассуждать на тему, как можно изменить ситуацию, я подумал о следующем (мои мартовские тезисы)):

1. Развитие предпринимательских способностей у студентов.

У студентов нужно развивать предпринимательский дух. Для этого нужно в том числе приглашать предпринимателей, экспертов, как российских, так и и зарубежных. Организовывать потоковые лекции. Тех, кто может на своем примере делиться опытом, мотивировать студентов развивать в себе необходимые навыки как лидерства, так и инновационного мышления. Далеко не всегда это дорого. А многие думаю ради большой аудитории и из чувства собственной социальной ответственности могли бы делать это и на бесплатной основе. Кроме того, должен быть курс по развитию технологического предпринимательства, или хотя бы курс, который мог бы помочь людям пройти путь от идеи до изобретения (стартапа, бизнес-модели и т.д.) с меньшими препятствиями. Где молодых людей могли бы сориентировать как в юридических вопросах создания коммерческих организация, НКО, рассказывали бы о существующих сегодня возможностях поддержки студенческого предпринимательства. По поводу подобного курса можно поговорить будет отдельно. Необходимо приглашать, в том числе их сверстников-предпринимателей, которые также делились бы опытом и мотивировали личным примером.

Дальнейшие пункты более пригодны для студентов IT-специальностей, в случае остальных мне сложно судить, потому что будь то оптика или нанотехнологии, там совсем другие порядки инвестиций и говорить о молодых предпринимателях в этой области я не могу.

2. Университетский инкубатор. Изучение зарубежного опыта.

Кроме венчурных фондов существуют также инкубаторы, которые помогают развиваться стартапам и предлагают как льготные условия (в том числе аренда помещений), так и так называемые "умные деньги". Отношение к частным инкубаторам довольно разнообразное. В том числе существует мнение, что инкубаторы чуть ли не полностью получают проект, который создается молодыми специалистами. Либо берут значительную долю акциями стартапа. У нас на базе ИТМО имеется ИТЦ. Однако, это не совсем то, что нужно стартапам. Далеко не всегда стартапу нужны помещения и офисное оборудование, однако деньги за это платить нужно. Под университетским инкубатором подразумевается программа финансирования и поддержки перспективных проектов и стартапов студентов. УИ будет действовать как венчурный фонд-инкубатор. Только не будет иметь своей целью заработать на стартапах. Кроме того, существует ряд проектов, которые являются перспективными в долгосрочной перспективе, а такие проекты обычно финансируются с малой охотой. Еще один недостаток то, что ИТЦ не для студентов, а для аспирантов и молодых ученых. Финансирование для студентов разумеется это в разы меньше, чем для высококвалифицированных специалистов, а качество далеко не всегда значительно хуже. К тому же в случае реализации соответствующих курсов к 3 курсу вполне можно получить грамотных разработчиков ПО. Т.о. на конкурсной основе совет инкубатора отбирает ряд студенческих проектов, по которым они получают финансирование. Проект развивается, и когда уже становится полноценным стартапом и начинает приносить доход, стартаперы возвращают вложенные средства. Также университет может выйти из проекта без каких-либо условий (в случае реальных фондов, инвесторы выходят только при очень больших гонорарах) либо оставить какой-то пакет акций и на этом даже заработать. Однако главное, что целью деятельности УИ - не получение доходов, как в случае с венчурными фондами, а развитие перспективных проектов. Другим очень важным плюсом такой системы в том, что предпринимательская и исследовательская деятельность интегрируется с учебным процессом. Студент получает если не цель в жизни, то как минимум повышается эффективность его учебы в вузе и вполне логичный финал учебы (с продолжением) - это диплом. Кроме финансовой помощи институт может организовывать выезды за границу, обмен опытом со студентами иностранных вузов. Студенты, в конце концов, могут стажироваться за рубежом, работая над своим проектом. Все это делать для частных венчурных фондов довольно затруднительно.

Насколько я помню, ИТМО претендует называться исследовательским университетом и это является важной его составляющей.

Известно, что при многих университетах мира есть подобные инкубаторы, в том числе и в Массачусетском технологическом университете, который стоит на первом месте в мире среди всех вузов. Таким образом, необходимо не только изучать зарубежный опыт, но и приглашать специалистов из-за рубежа, которые помогали бы внедрять их опыт.

3. От диплома - к стартапу.

Дипломные проекты студентов слишком оторваны от реальности. Большая их часть остается на полке. Вместо этого дипломные проекты должны плавно перетекать в стартапы, или хотя бы получать продолжение в больших корпорациях.

Для этого:
  • диплом - должен стать важным этапом в жизни студента, к которому он должен готовиться не за год до защиты, а с 1ого курса. По идее, когда студент только приходит в институт необходимо определить его склонности к тем или иным наукам, областям деятельности. Будь то психологические тесты, проведение в первый же год обзорных лекций по разным современным направлениям, чтобы они сами смогли выбрать. И начиная с 1 курса студент ориентируясь на выбранную область пусть хотя бы психологически готовиться к диплому. Его курсовые работы, рефераты на выбранную тему будут только помогать для диплома. В результате к 5 курсу он уже будет достаточно компетентен для написания диплома. Однако другие предметы для него остаются также в силе. Такие проблемы, как изменение интересов в процессе обучения будут иметь место, но значительно меньше, если должным образом правильное отношение будет воспитываться с 1 курса и будет взращиваться интерес к тому, что нужно стране (в смысле технологий и изобретений), чем пытаться понять и потакать тому, что ему становится интересным к концу обучения, а чаще всего в связи с его работой. Таким образом дипломные работы станут идейными. И продолжение их в виде стартапа, патента, работы в крупной корпорации - будет логичным продолжением. В случае диплома-стартапа повышается и качественный уровень стартапа, он действительно становится технологическим, п. ч. получает исследовательскую и научную основу.
  • смежные дипломные работы. Известно, что стартап не создается одним человеком, поэтому логично, что диплом может если не делаться совместно, то хотя бы разделяться на логические части, каждая из которых - это вклад в в конечный продукт группы студентов.
  • уделять значение экономической части, мотивировать и объяснять, что это реальная составляющая их проектов, это их зарплата, расходы, понимание хотя бы поверхностно финансовых процессов. Есть простейшие и наглядные вещи, такие как диаграмма Ганта и прочие методики оценки производственных процессов, определение value (ценности) технологии (продукта). Это все нужно вводить в оборот. Для этого в том числе в экономических специальностях надо развивать институт инвестирования, финансирования. Опять же приглашать экспертов, директоров, топ-менеджеров.
  • Лучшие студенческие дипломы могут также либо получить финансирование от УИ, либо продлить и получить следующий раунд инвестиций. Это также будет мотивировать делать качественные дипломы.

4. Среда для инноваций.

Одним из важных условий конечно же является создание среды, для осуществления инноваций. Для этого необходимы межфакультетные связи, общение, организация совместных проектов и команд между факультетами, кафедрами. Совместных мероприятий (при наличии целей, идей, проектов). Актуально, например, для экономистов, менеджеров, разработчиков. Выделение дополнительных денежных средств для поощрения наиболее активных и перспективных студентов-аспирантов. Дифференциация стипендий.

5. Открытые технологии.

Сэкономить и перенаправить средства в тот же УИ позволит также использование открытых технологий и ПО вместо покупки дорогостоящего лицензионного ПО. Открытые и бесплатное ПО используется на 70% во всех корпорациях и насколько мне известно, через 5-10 лет абсолютно все компании будут использовать открытые технологии. Однако у нас до сих пор практически безальтернативно применяется ОС Windows, хотя потребность в использовании Unix подобных систем актуальна, тем более для it-специалистов. Мне кажется, в аудиториях должны преимущественно использоваться открытые продукты, вместо Windows - Linux, вместо MS Office - Open Office и так далее. Студенты должны иметь альтернативу и в конце концов это будет воспитывать в них чувство честности (прежде всего перед собой) и возможно использование пиратского ПО когда-нибудь перестанет быть частью нашей культуры. Халяву любят все - пжлста. Но в виде свободного ПО!

startups, итмо, венчурные фонды, entrepreneurship, стартапы, россия, software, hardware, интернет, инвестиции, инкубатор

Previous post Next post
Up