Вернулись из Калининграда. Участвовали в заседании дискуссионного клуба «Калининградский блог-пост». Замечательное общение. Познакомились с основателем клуба, членом Общественной палаты Калининградской области и Общественно-политического совета при Губернаторе Калининградской области Андреем Омельченко. Задали ему несколько вопросов…
- Расскажите, как возникла идея работы в таком формате?
- Идея работы в таком формате возникла из-за нашего с коллегами желания обсуждать текущую повестку региональных событий. Поскольку ни у кого из нас не было своего средства массовой информации, мы объединились в небольшую, но могучую «кучку» блогеров и создали клуб. Потихоньку в него начали приходить люди. Сначала это было человек 10-15… Постепенно тех, кто готов был бросить ради наших встреч все свои дела и прийти пообщаться становилось всё больше. Пробовали разные формы общения… Одно время даже делали стенограммы заседаний, - это выглядело как какое-то заседание общественно-политической организации. Потом всё устаканилось, пришло в норму. О нас узнали, начали приезжать интересные гости, в том числе и из-за границы, и мы пришли к такому формату клубному, доброму, непринужденному и свободному.
- Перефразируя известное выражение - «в дискуссиях рождается истина», хочу Вас спросить, - есть ли практические результаты работы Клуба? Вы ставите какие-то конкретные цели при выборе темы дискуссии?
- Мы не ставим цели добиться какого-то конкретного результата в процессе дискуссии, по крайней мере, пока. Но в будущем это возможно. Изначально нам просто было интересно обсуждать горячие темы, которые на повестке дня, и давать им свою оценку. Именно поэтому в клуб мог прийти человек любых взглядов, сказать то, что хочет и как угодно громко. Естественно, в рамках приличия, не нарушая закона и не оскорбляя собеседника или оппонента, независимо от того откуда он приехал - из Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Германии, да хоть из Никарагуа… Максимально свободный формат общения, который, в принципе, сохраняется и сейчас.
- Какая наиболее резонансная тема дискуссии Вам запомнилась?
- Вы знаете, когда мы с Александром Носовичем только начинали разрабатывать темы для дискуссий, они были регионально сориентированы и интерес к ним, соответственно, был весьма ограниченным. По настоящему резонансные темы начинаются только сейчас, с приходом в проект замечательного продюсера Валерия Шеховцова (директор кинофестиваля «Евразия.DOC»), великолепного эксперта Игоря Коротченко (главный редактор журнала «Национальная оборона»)…
Участники с большим медийным весом задают повестке дня уже федеральный уровень. Например, приезд Анатолия Вассермана и его участие в работе Клуба вызвали большой отклик не только в нашей региональной прессе, но, насколько я знаю, в СМИ Украины и Польши.
- То есть «Калиниградский блог-пост» перерос из клуба «политического» в «геополитический»?
- Можно сказать и так. Точнее, первый этап был «общественно-политическим», так как раньше мы говорили не только о политике, и даже не столько о политике. Политика в чистом виде не так интересна «большинству». Мы говорили вообще об обществе, о культуре, об истории, о наших кирхах, о гармонии, об отношениях с нашими соседями, о многом и о многом…
Затрагивая актуальные темы, которые практически всех интересовали на тот момент, к примеру - Крым, всё же упирались в политику.
Запомнилось выступление в клубе известного российский журналиста и телеведущего Максима Шевченко - как мне казалось, одновременно и православного, консерватора, но в то же время и очень либерального.
Вероника Крашенинникова (российский политолог, член Общественной палаты России) говорила об иностранных агентах. Эта тема вызвала очень большой общественный резонанс, чему мы были несказанно рады.
Как показывает опыт, сопоставимый отклик в обществе имеют наши акции, которые являются как бы продолжением клубной работы.
Самая нашумевшая - своеобразный перфоманс с макетом памятнику Черняховскому. Об этом писали, наверное, все информационные агентства страны… Мы сделали макет памятника советскому генералу, который снесли в польском городе Пененжно (Мельзак).
- Что для Вас важнее - работа в Вашем дискуссионном клубе или деятельность в Общественной Палате Калининградской области, членом которой вы являетесь?
- Я Вам так скажу… Это две составляющие деятельности, в которых не только я, но и команда моих единомышленников наиболее эффективно может решить какие-то общественные задачи. В клубе нас, в принципе, немного - человек сто, но по калининградским меркам, это неплохо. Тем более, эти люди - идеалисты, которые стараются не за деньги.
Я ещё являюсь членом Общероссийского народного фронта, регионального штаба. Это очень эффективная и мощная структура, которая помогает во многих важных начинаниях. Хотя это и общественная организация, но под её эгидой можно действовать гораздо эффективнее, нежели если это просто делают общественники…
Но это всё региональный уровень. Что касается уровня геополитического, я честно Вам скажу, наверное, пока рано говорить, что достигнут какой-то заметный эффект. Во всяком случае, не нам его оценивать.
- Нам, конечно, более всего интересна Ваша работа в качестве документалиста. Недавно состоялся премьерный показ документального фильма «Криптомнезия. Убить прошлое», который Вы продюсировали. Можете немного рассказать об этой картине нашим читателям?
- Фильм о том, что нужно хранить историю, о том, что нельзя её фальсифицировать, как это происходит сейчас в Польше. О так называемой «войне с памятниками» советским воинам, воевавшим и погибшим в годы Второй мировой войны на территории Польши. То же происходит и в Прибалтике, где уничтожают и свои собственные памятники, переписывают и фальсифицируют собственную историю. То есть выжигают часть своего мозга. Часть своей памяти они просто пытаются выжечь. И фильм, в общем-то, рассказывает об этом. В нём не нагнетаются страсти, не утверждается, что поляки такие нехорошие…
Мы тоже разрушали свои Храмы, пытаясь переписать свою историю. И теперь, как нам кажется, получили прививку от этого. Но у этих ребят в Польше, Литве, такой прививки нет. Хотя и поляки, например, разрушали православные храмы, но не понесли за это никакого наказания и даже общественного порицания. Может быть поэтому опять и занялись вандализмом.
Некоторые зрители этого фильма даже высказали мнение, что это что-то вроде «Обыкновенного фашизма» (документальный фильм М.Ромма - ред.), только про войну с памятниками. Конечно, это завышенная оценка, но примерно в этом ключе и сделана наша картина.
- В одном из своих интервью Вы сказали, что во время съёмок в Польше не услышали «ни одного плохого слова от простых поляков, только слова одобрения и благодарности». Поэтому я хочу Вас спросить о таком понятии как «дружба народов». Она чего-то значит в сегодняшней Польше?
- Конечно. Вот толерантность - это странное совершенно понятие, мне совершенно чуждое. А вот дружба народов - это отлично. У нас в России она есть. Все национальности более или менее, если сравнивать с другими странами, дружат, живут, соседствуют. Посмотрите, какие у нас великолепные складываются отношения с татарами, с мордвой… И так далее, что и говорить.
То же самое вполне может быть и с поляками, и с литовцами, и с латышами, и с эстонцами. И дружественные связи на горизонтальном уровне у нас в Калининградской области видны. Они развиваются даже тогда, когда наши политики ссорятся… А мы за кружкой чая или чего покрепче, в нашем ресторане или в польском, всё это обсуждаем - «ребят, ну что вы провоцируете Россию всё время?!». Это говорим не только мы, это говорят и поляки, наши друзья. Мы столько веков жили рядом и прекрасно друг друга понимаем.
Если бы удалось поменять отношение их элит к России, мы бы зажили просто душа-в-душу. В основном простой народ относится к России хорошо. В Польше среди тех кто знает русский язык, знаком с русской культурой, нет таких, кто плохо относится к России. Остальные знают русских и, как правило, относятся к ним отлично, за редчайшим исключением.
- В ближайшее время мы планируем открыть сбор заявок на участие в Программе фестиваля «Евразия.DOC» 2017 года. Будете ли Вы подавать заявку на свой фильм «Криптомнезия. Убить прошлое»?
- Да, конечно же…