Вообще-то я совсем не собиралась покупать эту книгу: думала, дождусь, когда в библиотеке появится, и вот тогда... Ну, честное слово, не такая уж я и шерлокианка, чтобы бежать сломя голову в магазин за новыми приключениями, пусть и официальными. Но человек только предполагает...
На деле же, стоило мне только зайти в книжный магазин, как "Дом шёлка" Энтони Горовица стал посылать мне недвусмысленные сигналы: "Купи меня! Купи!" Ну, как можно было противостоять этой небольшой, казалось бы, чёрной книжечке, заляпанной аккуратными красными пятнышками, этим надписям, словно начертанным мелом на грифильной доске, этой белоснежной хрустящей бумаге, пахнущей свежескошенной травой. Но окончательно решило дело "подмигивание" эмблемы Фонда наследия Конан Дойла (который, собственно, и санкционировал - впервые! - написание продолжения) с обложки.
Долгое время книга просто лежала в шкафу, согревая меня своим присутствием. То ли боязно было приступать к чтению, то ли просто руки не доходили - важно ли это? Но, наконец, момент настал - странички зашуршали, отправив меня сначала в дом престарелых, где доктор Ватсон на склоне лет решается описать "самое ужасное и скандальное" дело из всех, с которыми прихдилось сталкиваться мистеру Шерлоку Холмсу за всю его карьеру: причём, опубликовать рукопись старина Джон завещает лишь через сто лет (аккурат в наши дни), когда общество, возможно, будет более морально разложено подготовлено к восприятию всех мерзостей преступного мира Лондона конца XIX века. Ну, а дальше... вперёд и вперёд!
Честно говоря, поначалу продвижение по узким тропинкам строк давалось мне довольно тяжело. Меня смущала избыточная (неконандойловская) описательность - экскурсы в прошлое, размышления и сомнения доктора Ватсона, отсутствие динамики. Так же (усилиями переводчика: ну, про простирающийся ковер и девочку без платья я опущу) несколько резало слух какое-то чужое обращение "господин" вместо канонического и такого джентелменского "мистер".
Но постепенно я увлеклась. Наворот из двух пересекающихся дел меня не смущал. Я, вообще, очень благодарный читатель (неконсервативный шерлокофан) - воспринимаю качественные неканонические приключения Холмса без негодования. Да, определённо, сэр Артур никогда бы не написал "Дом шёлка", но разве сей факт делает историю Горовица недостойной упоминания в послужном списке Шерлока Холмса? Работа проделана очень большая - автор пытается максимально достоверно заполнить пробелы, чётко всё объяснить и обосновать (например, почему Ватсон, познакомившийся по ходу действия с Мориарти, через какое-то время в каноническом "Последнем деле Холмса" будет не осведомлен о личности профессора).
Собственно, пожалуй, именно в этом главное отличие оригинала от продолжения: Конан Дойл писал, не задумываясь о стыковках и соответствиях, а Горовец - скрупулёзно прорабатывал каждую линию, добиваясь её максимальной логичности и вплетённости в каноническую историю. К тому же он уделил большое внимание "оживлению" персонажей. Есть здесь и линия взаимоотношений Джона и Мэри, размышления о судьбах разоблаченных преступников, сожаление о невнимании к миссис Хадсон, по сути, полная реабилитация инспектора Лестрейда, не говоря уж о душевных муках и терзаниях самого Холмса по поводу этической правильности своих действий.
Сам же сюжет (когда он, наконец, завязывается, приводя от расследования дела "Банды в кепках" к загадке "Дома шёлка") получился довольно современным (и, кстати, тема-то, увы, довольно актуальная). Пожалуй, я бы провела аналогию тут не с рассказами Конан Дойла, а с "Клубом "Везувий" Марка нашего Гетисса (что, в принципе, объясняет восторженную реакцию последнего на творение Горовица): только Люцефер Бокс, сам являясь существом до очаровательного порочным, с изрядной долей цинизма относился ко всему, что происходило вокруг него (с радостью давая себя в это втянуть), тогда как добропорядочные Холмс и Ватсон не утратили способности ужасаться и переживать.
Словом, я ни о чём не жалею. Как показали недавние (они же ожидаемые) кино- и телепереосмысления образа великого сыщика, новому времени нужен новый Холмс. Вряд ли современный читатель (особенно юный) поймёт, в чём ужас преступления студента, который узнал экзаменнационное задание, тайно проникнув в кабинет директора, или будет с замирающим сердцем следить за девушкой с обрезанной косой, нанятой для чтения, сидя спиной к окну. Так что, спасибо Горовицу за старания, за новое прочтение и оставшиеся впечатления!