Физики и Лирики

Nov 18, 2015 13:25



Возвращаюсь к фильму «Сталкер», который посмотрела в понедельник на нашем киноклубе.
Начало тут: Человек и волшебная Комната

В фильме есть два персонажа - Писатель и Профессор. И, соответственно, извечный спор между физиками и лириками.

В одном из эпизодов фильма Писатель утверждает, что только искусство по-настоящему бескорыстно. Говорит он это Профессору, очевидно подразумевая, что наука, в отличие от искусства, корыстна. Разумеется, тут под словом «корысть» и «бескорыстие» не имеется в виду получение или неполучение денег за научные открытия или произведения искусства.
Имеется в виду, что наука занимается познанием мира не из простого любопытства, а чтобы преобразовать его под себя, поставить природу на службу человеку. «Корысть» налицо.
Иное дело искусство - оно творит, не имея «корыстных» побуждений.

Хорошо... А давайте допустим, что наука существует только ради познания. Ученые совершают открытия, которые потом никак не используются на практике. Т.е. убираем из науки «корысть». Чистая наука ради науки.
Как искусство ради искусства.

Стоп! Наука ради науки… Искусство ради искусства… А имеет ли это смысл? Жизнеспособно ли это?
Ведь тот же писатель, рассказывая о себе, говорит, что раньше он хотел изменить людей. А в результате они изменили его. О чем, по сути, он говорит? О том, что сначала он верил в людей. Он видел их несовершенства, но считал, что может как-то повлиять на них своим творчеством, сделать их лучше - это желание придавало ему вдохновение. А потом его вера в людей угасла, и, как следствие, пропало вдохновение, - он, что называется «исписался».
И я думаю, что в Зону он идет, чтобы попросить у Комнаты… не вдохновения, нет. Он хочет попросить вернуть ему причину вдохновения - веру в Человека.
Но ведь тогда получается, что искусство тоже не «бескорыстно», что оно не может существовать ради самого себя. Ведь если у Художника отнято желание менять мир - вдохновение уходит.

Не бывает настоящего искусства только ради самого искусства. Как не бывает настоящей науки только ради самой науки. И, конечно, Писатель осуществляет банальную манипуляцию, говоря о «бескорыстности» искусства. Потому что по большому счету выбор идёт не между «корыстно»-«бескорыстно», а между «ради Человека» и «ради самоё себя».

Физики и лирики! Оставьте бессмысленный спор! Настоящих Художника и Ученого роднит творческое служение Человечеству.
Искусство и наука неразрывны. Математические формулы эстетически прекрасны, а шедевры искусства в своём познании мира не уступают научным открытиям.
Великие научные открытия и великие произведения искусства появляются в результате совместного предельного напряжения человеческих разума и души. А если нет веры в Человека и нет готовности служить ему - тогда разум и душа слепы и бесплодны, тогда невозможно ни Познание, ни Творчество.

наука, искусство, гуманизм, человек, эссе

Previous post Next post
Up