Наверное, все сталкивались с тем, что, перечитывая классические произведения, каждый раз находишь в них что-то новое, переосмысливаешь в соответствии с приобретенным опытом. Но, вместе с этим, первое непосредственное восприятие тоже никуда не уходит - оно продолжает жить, просвечивая сквозь толщи любого жизненного опыта. Иногда оказывается так, что это непосредственное восприятие - пусть наивное и даже слегка вульгарное - и есть самое ценное: оно что-то царапает внутри, делая тебя живым.
В воскресенье ходила на оперу «Евгений Онегин» и теперь всё думаю о Татьяне и Онегине, о том, что двигало их поступками, примеряю их чувства на себя, ищу параллели с собственной жизнью.
Юная Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо - какая смелая девочка! И я снова переживаю за неё: на что она надеется, бедняжка? Её любовь выдумана, хоть и кажется ей настоящей.
Онегин «отшивает» Татьяну и делает это довольно тактично - мол, Вы были бы для меня лучшей невестой, но, увы, семейная жизнь не для меня. Поступает ли он благородно? Вроде бы да: ведь он, не собираясь жениться, мог бы воспользоваться Татьяниным страстным увлечением, закрутить со скуки интрижку - но он щадит её. А впрочем, щадит ли, отвергая? Не лучше было бы погубить?
Но Онегин вряд ли думает о спасении или о погибели Татьяны, он думает только о себе: ему скучно в деревне, но интрижка с начитавшейся французских романов девчонкой не сможет его развлечь - а коль не сможет, то и затеваться не стоит.
Другое дело повзрослевшая Татьяна - она искренне заинтересовывает Онегина, и он предлагает ей уйти с ним. На что он надеется? Неужели и вправду думает, что Татьяна бросится к нему на свою верную погибель?
Но что ж Татьяна? Она отказывает Онегину. Спасена ли она? Нет... Ей предстоят бесконечные бессонные ночи, когда она будет рыдать в подушку и мучительно жалеть об отказе (разве что рождение детей немного отвлечет её от этих страданий).
А если б согласилась? Свет отвернулся бы от неё - но это полбеды. Видеть (или придумывать себе), как Онегин охладевает к ней, чувствовать, что она становится для него обузой - вот это было бы настоящим горем. Кстати, такой пример тоже есть в русской литературе - это, конечно же, Анна Каренина.
Татьяна избежала судьбы Анны, но от этого она не станет счастливее неё.
А Онегин? Он тоже будет страдать, в этих страданиях будет что-то байроновское - и всё это будет так красиво и благородно - тьфу!
Ну что… Кажется, я написала что-то из разряда «все мужики сволочи». Это потому, что я в очередной раз растрогалась из-за всей этой истории с Татьяной и Онегиным и пытаюсь спрятаться в лёгкий цинизм.
А ещё я думаю: история-то довольно банальна. Почему же я, взрослая женщина, каждый раз переживаю её так непосредственно и наивно? Не иначе потому, что «ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
P.S: На месте Татьяны я бы всё-таки с ним сбежала. Может быть.