Фильм без сценария, актеров, декораций, без слов и без титров. Так бывает? «Да чего только сейчас не бывает», - ответят мне. Однако фильм, о котором я хочу рассказать, вовсе не современный.
Он снят в 1929 году Дзигой Вертовым и называется «Человек с киноаппаратом».
Надпись в первых кадрах фильма гласит: «Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы».
Эксперимент Вертову удался. В фильме, действительно, создан некий особый язык и на этом языке рассказана история, которую я назвала бы… А вот не знаю как бы я её назвала. Просто История.
Какой была жизнь нашей страны в 20-е годы прошлого века? Учебники истории расскажут нам о важных политических событиях, разногласиях в среде советского руководства, экономических реформах и даже о значительных произведениях искусства того времени. Но они мало что скажут нам об обычной жизни обычных людей. А ведь без понимания этой жизни, мы ничего не поймем об эпохе.
Дзига Вертов показывает нам всё: вот уличные фонари, а вот сидения в театральном зале, вот кольцо на руке спящей женщины, а вот картина над её кроватью. Мелочи? Да, возможно. Но из этих мелочей складывается жизнь. Мелочи определяются духом времени и, одновременно, сами формируют этот дух. Витрины магазинов, младенцы в роддоме, будка продажи минералки, фасад Большого театра, деревья, дома, кафе, парковые аллеи, лифты, машины, конторы, трамваи, заводские трубы, клавиши печатной машинки «Ундервуд», паровозные колеса… И люди. Не актеры, а обычные люди, занимающиеся своими обычными делами: спящий на улице подросток, одевающаяся девушка, метущий улицу дворник, загорающие на пляже отдыхающие, спешащая на вокзал толпа, катающиеся на карусели дети, люди, едущие в тарантачке (не знаю, как правильно называется это транспортное средство с лошадью и извозчиком. Карета что ли? Но там вроде не карета))… Люди: работающие и отдыхающие, старые и молодые, веселые, грустные, сосредоточенные, - и все такие живые и непосредственные!
Кадры сменяются одним за другим, не создавая хаоса, но рождая странное чувство… Чувство сопричастности что ли?
При просмотре фильма мне вспомнилась знаменитая школа «Анналов». Годом её основания условно можно считать 1929-й (напоминаю, что фильм Вертова вышел именно в этом году) - в этом году во Франции стал издаваться журнал «Анналы социальной и экономической истории» по инициативе Марка Блока и Люсьена Февра. Как и у любой школы, у школы «Анналов» существует несколько течений, взгляды её представителей иногда существенно отличны друг от друга. Но всё же можно выделить её основные установки: использование в изучении истории метода «полного описания», изучения любой исторической эпохи «со всех сторон», акцентирование внимания на жизни социума и культуре повседневности. Вот, к примеру, что писал Февр в статье «История современной России» (1933): «А когда я открываю «Историю России», передо мной мельтешат придурковатые цари…, взяточники министры, попугаи чиновники, бесконечные указы и приказы… Где же сильная, самобытная и глубокая жизнь этой страны, жизнь леса и степи; приливы и отливы непоседливого населения, великий людской поток, с перебоями хлещущий через Уральскую гряду и растекающийся по Сибири вплоть до Дальнего Востока; могучая жизнь рек, рыбаков, лодочников, речные перевозки; трудовые навыки крестьян, их орудия и техника, севообороты, пастбища; лесные разработки и роль леса в русской жизни; ведение хозяйства в крупных усадьбах; помещичье землевладение и образ жизни знати; зарождение городов, их происхождение, развитие, их управление и внешний облик; большие русские ярмарки…»
Что ж, в фильме Вертова как раз показана реальная «сильная, самобытная и глубокая жизнь этой страны» - правда, жизнь только городская (что, думаю, не случайно - ведь страна ускоренными темпами шла индустриализация и урбанизация).
Интересно, видел ли Февр этот фильм? Понравился ли он ему?
Но дело даже не в том, чтобы в фильме Вертова запечатлена повседневность. А в том, что всё это рождает что-то щемящее в душе. Ниточка протягивается из прошлого в настоящее. И прошлое это совсем не мертвое - оно не менее реально, чем сегодняшний день. И люди, жившие тогда, вроде как тоже оживают.
Спасибо тебе за это живое прошлое, Дзига Вертов, человек с киноаппаратом.
Click to view
«Человек с киноаппаратом» (1929 году)
Режиссер - Дзига Вертов
Оператор - Михаил Кауфман
Ассистент по монтажу - Елизавета Свилова (жена Вертова)