Революция, Гражданская война, Военный коммунизм, НЭП...
Сложное было время! Жила страна, а в стране жили люди. Как они жили?
Мы можем сегодня узнать об этом не только из учебников истории, но и из книг и фильмов.
Не так давно смотрели на нашем киноклубе фильм "Гадюка". Он о девушке, чья юность и молодость выпала как раз на вышеуказанный период: Революция, Гражданка, НЭП...
Сначала немного фактов о фильме.
Снят он в 1965 г. на киностудии им. Довженко
Режиссер Виктор Ивченко (1912-1972) в 1967 году удостоен за этот фильм Республиканской премии УССР имени Т. Г. Шевченко.
Съемки проходили в г.Черновцы - это в Западной Украине, Черниговская область, 40 км. до границы с Румынией.
В главной роли снялась Нинель Мышкова (1926-2003) - очень красивая женщина!
Фильм снят по одноименной повести Алексея Толстого. Впервые она была напечатана в 1928 году в журнале "Красная новь" с подзаголовком "Повесть об одной девушке".
Трагическая судьба главной героини Ольги Зотовой не оставила читателей равнодушными. На читательских конференциях устраивались инсценированные суды по "делу Зотовой". Кто-то её оправдывал, кто-то осуждал, велись отчаянные споры. Иногда в таких судах даже принимали участие настоящие прокуроры и адвокаты. И, конечно, читатели забрасывали Толстого письмами, в которых высказывали свое мнение о том, почему судьба Ольги сложилась именно так, и могла ли она сложиться иначе.
Вот и мы, спустя почти столетие после выхода книги и чуть более полстолетия после выхода фильма, пытались разобраться в тех же самых вопросах.
Первое, что приходит в голову, это, так называемый, "военный синдром". Прошедшей Гражданскую войну Ольге Зотовой было трудно приспособиться к мирной жизни. Но дело не только в этом!
Во второй части фильма действие происходит во времена НЭПа (Новой экономической политики). В 20-е годы советское руководство после политики Военного коммунизма на 7 лет вернулось к элементам рыночной экономики, к частному предпринимательству. Это позволило быстро решить тактические задачи, заткнуть дыры в экономике. Но как при этом жили люди, что они чувствовали? Для мещан это было раздолье, они в условиях НЭПа чувствовали себя как рыба в воде.
А те, кто делал революцию и воевал на Гражданской за Советскую власть? Кто боролся под Красным флагом за революционные идеалы, кто терял товарищей в этой борьбе? Что чувствовали они? Не все могли понять, что НЭП - это временная вынужденная мера. Кто-то воспринял новую политику как возврат к прошлому. Перед ними вставали вопросы, на которые не все могли найти ответ. За что они боролись? За то, чтобы расплодились НЭПманы, чтобы всё погрязло в мещанском быте?
Ольга Зотова не просто не может найти себя в мирной жизни, - она не может найти себя в мещанском болоте, которое видит вокруг. А она, хоть и прошла всю Гражданку, ещё так молода и неопытна. И никого нет рядом, кто мог бы помочь...
Да, Ольга Зотова совершила преступление и подлежит справедливому суду. Но за этим преступлением огромная трагедия. Трагедия многих людей, которую почувствовал и описал Алексей Толстой.
Вот как он ответил на одно из читательских писем:
Товарищи, в общем, правильно ставят вопрос: Ольга совершила преступление потому, что до конца не была перевоспитана Красной Армией, одной ногой стояла в новой жизни, а другой в старой (откуда вышла). Это и не позволило ей стать выше личной обиды, и места в созидательной жизни она найти себе не могла.
Это всё верно. Но дальше товарищи ошибаются, упрекая меня в том, что я не захотел до конца перевоспитать Ольгу, поднять её до высоты, когда она знала бы, за что дралась в 19 году, когда в годы нэпа она сознательно пошла бы на партийную работу, когда задачи революции стали бы для неё выше её личных дел.
Я нарочно написал Ольгу такой, какая она есть. Не нужно забывать, что литература: 1) описывает типичных живых людей, а не идеальные абстрактные типы (Ольга была одним из живых типов эпохи нэпа. Сейчас таких людей уже нет) и 2) что время, в которое Ольга совершила своё преступление, было до начала пятилеток, то есть в то время, когда не началось ещё массовое перевоспитание людей.
Для перевоспитания людей нужно изменить материальные и общественные условия. Не забывайте, что в эпоху нэпа был ещё жив и кулак, и единоличник, и купец, и концессионер. И перед всей страной не был ещё поставлен конкретный план строительства бесклассового общества… Тогда такой, как Ольга, легко было соскользнуть к индивидуализму
Да, безусловно, Ольга действительно является жертвой времени (а, вернее, НЭПовского безвременья). Но к этому я б добавила то, что она переживает ещё и чисто женскую трагедию: она молода, ей хочется любить, но не выходит с любовью...
Впрочем, заканчиваю спойлерить. Очень советую и книгу прочесть, и фильм посмотреть - они позволяют лучше понять изображаемую в них эпоху через судьбу конкретного человека.
Click to view
Кстати, если вы живете в Ростове, приходите к нам в клуб. Мы там каждый вторник обсуждаем книги и фильмы. А по субботам проводим дискуссии по важным историческим событиям.
- Ближайшая встреча 14 марта (вторник) в 19.00. Это будут литературные посиделки, на которых мы обсудим книгу
Германа Гессе "Демиан"
2-й корпус ДГТУ, ауд. 509 - 18 марта (суббота) в 16.00 дискуссионная встреча, посвященная третьей годовщине присоединения Крыма. Не пропустите! Будет интересно. Планируется телемост с Севастополем.
8-й корпус ДГТУ, ауд. 633
- 21 марта (вторник) 18.30 - киноклуб. Смотрим и обсуждаем фильм И.Бергмана "Шепот и крики"
8-й корпус ДГТУ, ауд. 433
Вход всегда и для всех свободный.
тел. +7 903 430-98-44
Культурный клуб "Восхождение"