Земля: кормилица или источник раздора?

Mar 08, 2017 21:54



Посмотрела фильм Александра Довженко "Земля". Осталось сильное, но нелегкое впечатление. Я как будто прикоснулась к чему-то непонятному и что-то смогла в нем понять.

Фильм снят в 1930 году. Это начало коллективизации. Причины коллективизации понятны: страна должна была в кратчайшие сроки перейти на индустриальные рельсы, и деревня должна при этом накормить город. Но это понятно сегодня нам. А понятно ли было тогда малообразованным крестьянам? Что мы знаем о них? Чем они жили? Фильм как раз об этом. О крестьянах, живущих на земле-кормилице.

Довженко не ставит целью объяснить глобальные задачи индустриализации и коллективизации. Он показывает процесс не с позиции партии, а, скорее, с точки зрения жителей деревни, большинство которых (и в первую очередь молодежь из малозажиточных семей) принимает колхозы, но часть продолжает держаться за свои единоличные хозяйства.

Как пережить кулаку, да и просто зажиточному крестьянину, что его земля должна стать частью колхозной земли? Для него это не просто его собственность, - это нечто святое. Он ради этого участка земли и на убийство готов - не из классовой ненависти или идейных соображений, а именно потому, что покусились на святое. Ну что тут сказать: несознательный элемент? А откуда ж всем сразу стать сознательными?

Однако, приходится ломать старый уклад. Приход нового мира неизбежен. И вот уже отец убитого Василя, ранее тоже не очень-то понимавший этот новый мир, после смерти сына отрекается от бога и просит, чтоб на похоронах пели новые песни. Тут напрашивается параллель с фильмом В.Пудовкина «Мать». Там мать Павла Власова через переживания за сына понимает и принимает революционную борьбу. А тут отец, потрясенный гибелью сына, принимает новый мир.

Следует отметить, что фильм - совсем не агитка. И он многослоен. То, что лежит на поверхности - это изменение жизни деревни при Советской власти. Новый мир - с тракторами и колхозами, приходит на смену старому миру, в котором крестьянин держится за свой участок земли.
Однако борьба старого и нового подана в фильме не так уж однозначно. С самого начала режиссер вводит нас в мир традиционного уклада. Вот мы видим умирающего старика; все (в том числе и он сам) воспринимают эту смерть как нечто само собой разумеющееся, о чем не стоит горевать: вот, пожил человек своё, всё что надо на этой земле сделал, и теперь со спокойной душой уходит, чтоб продолжить свое существование в ином мире. Умирает он среди яблок. Эти яблоки (которые появятся в фильме ещё) - некий символ. С одной стороны, символ урожая, плодородия, жизни, которую дает земля. А с другой - неумолимости природного цикла. Как дерево каждый год проходит путь от цветения до созревших, падающих на землю плодов, так и человек рождается, расцветает, становится зрелым, старится, умирает и оказывается предан земле. Но дерево опять зацветет на следующий год. И человек со смертью не умрет насовсем, душа его бессмертна. Зацветают и плодоносят деревья. Рождаются и умирают люди. Из года в год… Из века в век… Идет своим чередом деревенская жизнь, колосятся поля, земля кормит людей.
И вдруг наступает совсем другая жизнь. Тут ведь не только трактора и колхозы, - меняется само отношение и к жизни, и к смерти. Конечно, не все сразу могут это принять.

И, несмотря на то, что борьбы старого с новым показана в фильме достаточно явно, там нет четкого идеологического разделения: старое - это плохо, а новое - это хорошо. Скорее, там показана трагедия ломки старого. Человеческая трагедия. Трагедия деревни. И я, благодаря таланту режиссера, смогла эту трагедию ощутить. Жертвы, принесенные во имя нового мира… Как давно это было…

А что теперь? Иногда мы с мужем ездим к его многочисленным деревенским родственникам. Я смотрю, как они живут, слушаю их разговоры. Молодежь почти вся уезжает в город, в современной деревне им нечего делать. А пожилые люди кормятся с земли, ведя свои небольшие хозяйства, и сокрушаются, что развалились колхозы. И это тоже трагедия.

image Click to view



«Земля» (1930) - последний фильм «украинской трилогии» («Звенигора», «Арсенал», «Земля»)
Режиссер - Александр Довженко
Оператор - Даниил Демуцкий
В ролях:
Семён Свашенко - Василь Трубенко
Степан Шкурат - Опанас Трубенко
Юлия Солнцева - дочь Опанаса
Елена Максимова - Наталья, невеста Василя
Николай Надемский - Семён
Иван Франко - кулак Белоконь
Пётр Масоха - Хома Белоконь, кулацкий сын
Владимир Михайлов - священник
П. Петрик - секретарь комсомольской ячейки
Павел Уманец - предсельсовета
Е. Бондина - молодая крестьянка
Лука Ляшенко - молодой кулак
Василий Красенко - Петро

кино, искусство, Довженко, СССР, культура

Previous post Next post
Up