Всю жизнь нам будет нравиться музыка, которую мы слушали в юности. Это распространенное мнение. Те, кто высказывают его, не сами его придумали, - они просто когда-то услышали его и приняли за правду. Возможно, у них есть для этого основания. Хотя, честно говоря, я не думаю, что они, повзрослев, так уж влюблены в музыку своей юности.
Да, наверное, случайно услышав в маршрутке какую-нибудь песню, от которой они фанатели лет в 15-18, они почувствуют некий душевный трепет. Да, на несколько секунд они его почувствуют. И наверное, вспомнят свою первую нелепую любовь, погрустят об её восхитительной нелепости. И что-то ещё они вспомнят, о чём-то подумают. Но всё это ещё не будет означать, что им действительно до сих пор НРАВИТСЯ музыка, которую они любили в юности.
Эй вы, как живется там?
У вас есть гиппопотам,
А мы в чулане
С дырой в кармане,
Но здесь забавно,
Здесь так забавно...
Ну а теперь, по законам жанра - as for me…
Что касается меня, то в юности я была той ещё меломанкой. Слушала всё подряд. Впрочем, не так уж и всё. Попсятину не переваривала (что не мешало мне танцевать под неё на дискотеках). А любила я, конечно же, рок. И особенно русский рок. Впрочем, вряд ли так уж «любила», просто нравилось - что-то сильно, а что-то не очень. Но вот кого я действительно любила, так это Бориса Гребенщикова. Его я могла слушать бесконечно, беспрекословно, беззаветно, безоглядно… Он не очень-то нравился большинству моих сверстников - они предпочитали более молодых, «современных» и понятных пацанов)) Но я любила БГ.
В мире есть семь, и в мире есть три,
Есть люди, у которых капитал внутри,
Есть люди, у которых хризолитовые ноги,
Есть люди, у которых между ног Брюс Ли…
Помню, лет в 16 было у меня такое жуткое состояние - совсем не хотелось жить, просто невмоготу было. Причиной этому не была неразделенная любовь или конфликты с одноклассниками. У этого вообще не было причин. Просто так бывает у впечатлительных подростков, слишком пристально направляющих взор внутрь себя и одновременно в космос - с юношеским бессилием связать их воедино: кажется, что мир совсем чужой, и все чужие, что ты совсем один и выключен из жизни, что мир не принимает тебя. При этом чувство любви к миру обжигает, захлестывает желание схватить мир в охапку и никому не дать его в обиду. Да, всё же это была неразделенная любовь. Неразделенная любовь к миру…
Я не помню, долго ли длилось у меня это состояние, но оно было мучительным и казалось вечностью. А потом я стала слушать Гребенщикова (я его и раньше слышала, но как-то до этого он меня сильно не задевал) - и жуткое состояние прошло. Я почувствовала, что я не одна. Что кто-то смотрит на мир тем же взглядом, что и я. Слышит мир так же, как я. Чувствует его так же, как я. И его любовь так же неразделена, но осенена бесконечной светлой надеждой.
Я говорил "люблю", пока мне не скажут "нет"
И когда мне говорили "нет", я не верил, и ждал, что скажут "да"
А что теперь? Конечно, я давно не фанатею от Гребенщикова. Иногда (очень редко) я слушаю какую-либо из особо ранее цеплявших меня песен - не более того.
И уж, конечно, я давно совсем не служу за его творчеством.
Ах, да, совсем забыла: его гражданская позиция мне не близка - и это тоже важно.
Но пару дней назад вдруг всплыли в голове строчки из одной его песни - далеко не самой моей любимой. Строчки эти могли бы сразу и потонуть, как всплыли, но почему-то удержались на плаву. Они качались в солёных водах моего сознания и раздражали меня. В конце концов, пришлось послушать песню. Мне это доставило удовольствие.
Короче, уже два дня я слушаю Гребенщикова - его совсем старые песни, написанные им ещё до того, как он достиг тридцатилетнего возраста и превратился в обычного взрослого мужика, которого не особо волнуют проблемы неразделенной любви к миру.
Я слушаю Гребенщикова и понимаю, как всё это, в сущности, наивно. Но… черт возьми, что-то в этом было. Что-то в этом есть.
Я видел, как реки идут на юг,
И как боги глядят на восток.
Я видел в небе стальные ветра,
Я зарыл свои стрелы в песок.
И вот только не надо мне говорить, что я просто старею, и оттого у меня возникает тяга совершать эти банальные экскурсы в юность. Нет, я, и вправду старею - с этим не поспоришь)) Но не в том причина этих моих музыкальных вывертов сознания. Она в чем-то другом. И я даже не хочу разбираться, в чем она. Я просто хочу слушать Гребня. И знаю, что скоро это у меня пройдет.
И в доме твоем слишком мало дверей,
И все зеркала кривы;
Так не плачь обо мне, когда я уйду
Стучаться в двери травы.
Ну а напоследок вот вам одна песенка. Она как раз не старая, написана в 2014 г., когда начался беспредел на Украине.
Я ещё раз повторяю: мне не близка гражданская позиция БГ. Я не разделяю его упреки России в развязывании конфликта.
Но эта песня у него по факту получилась как-то не в струю его гражданской позиции)) Хотел написать одно, а вышло другое? Или сама жизнь привнесла в песню иную коннотацию, чем хотелось автору? А, может, декларируемая им гражданская позиция не совпадает с его нутряным ощущением (вполне вероятно, им самим неосознанном)? Не знаю… Но песня мне нра.
Любовь во время войны
Click to view
P.S В посте использованы строчки из песен Гребенщикова "Песня для нового быта", "2-12-85-06", "Всё, что я хочу", "Стучаться в двери травы" - просто так