Эжен Делакруа "Смерть Сарданапала", 1827
Романтизм - это что? Прогулки при луне и песни под гитару у костра?
А вот и нет!
Романтизм - это, конечно же, направление в искусстве. Впрочем, не только в искусстве, а в культуре вообще.
Период - с конца XVIII века и до середины XIX. Пик - 30-е годы XIX в.
Сначала термин "романтизм" относился только к литературе, потом и к музыке, а потом ещё и к изобразительному искусству. Ну а потом.... потом и вовсе заговорили о политическом романтизме, социальном романтизме. Романтизм превратился в широкое общекультурное движение. Впрочем, начнем с начала.
Зарождается романтизм в 90-е XVIII в. в Германии и распространяется по всей Европе.
А вот почему зарождается и распространяется? Давайте разберёмся.
Что там происходило в Европе в конце XVIII века?
А происходил там кризис Просвещения. Просвещенческий культ Разума постепенно переставал воспламенять сердца. Романтики не хотели больше Рацио, они хотели другого культа - культа чувств. Человек с его надеждами и разочарованиями, с его иррациональным началом манил их неодолимо. Да и как можно было молиться Разуму, когда становилось ясно: на деле этот новый Бог и не бог вовсе, а так... мелочная бюргерская рассудочность. Что противопоставить прагматичному буржуазному миру? Культ чувственности, творчества, природы и живого человека.
Заметим, что всё это происходит на фоне социальной неустойчивости общества, разродившегося Великой Французской революцией, принесшей много надежд и разочарований, и, увы, отнюдь не сделавшей мир менее прагматичным и так и не давшей обещанных Свободы, Равенства и Братства.
А ещё это был период национально-освободительных войны, пробуждения национального самосознания.
И немецкая классическая философия (её никак нельзя обойти вниманием!) - она тоже отчасти повлияла на умы и сердца романтиков.
Шиллер, Гёте, движение "Буря и натиск", Фихте, Шопенгауэр со своей идеей мистической воли, Бетховен (ну чем не философ от музыки) - все это подпитало романтизм.
Центральная идея романтизма - двоемирие.
Тут всё логично. Существующий буржуазный мирок не устраивает романтиков - он прозаичен, бездуховен, и вообще не достоин человека. Из него надо бежать в другой, более приличный мир!
Тут возникает вопрос: а не правильнее ли будет изменить этот мир? Но стоп, Великая Французская революция это уже попробовала. Итог романтиков не устроил. И они старательно бегут, бегут, бегут из скучного, затхлого и одновременно жестокого и порочного мира буржуа.
Ну а теперь посмотрим, куда бегут. Каков, по их мнению другой, достойный человека мир? А это мир мечты и идеалов.
Романтики ищут и находят его по-разному.
Для кого-то это бегство в другое пространство. Например, на Восток (ведь Восток, как известно, это совсем не Запад, Восток - это "дело тонкое") или в не испорченную цивилизацией деревню, или вовсе в самые удаленные уголки земного шара. При этом совсем не обязательно бежать физически - главное, сделать это в своём творчестве. Отсюда в произведениях романтиков появляются восточные темы (вспоминаем неподражаемого лорда Байрона).
А другие бегут не в иное пространство, а в иное время. В их творчестве проявляется интерес к античности (впрочем, для романтиков это не вполне типично, это больше прерогатива классицизма) или к средневековью (а вот это уже типично, вспоминаем "Айвенго" Вальтера Скотта). Благородные рыцари, прекрасные дамы - ну разве не романтично? Может быть, эти средневековые рыцари в сверкающих доспехах смогут защитить от проклятых бюргеров?
Третьи бегут не в иное время или пространство, а ещё круче - в придуманные миры (Гофман, Вагнер).
И все они уходят из холодного мира будничных дел и денег в свой внутренний мир - мир горячего сердца.
Конечно, романтизм географически не однороден - в разных странах он имеет свои особенности.
Немецкий романтизм серьезный, во многом даже мистический, склонный к эстетизму (Генрих Гейне, братья Гримм, Гофман и пр.)
Французский - свободолюбивый, экспрессивный (Шатобриан, мадам де Сталь, Жорж Санд, Эжен Делакруа, Альфред Мюссе)
Английский - чувственный, аллегоричный, при этом вовсе не чуждый политики (Байрон, Шелли, Кольридж, Китц).
И, кстати, есть ещё такое направление в искусстве - реализм. Его часто противопоставляют романтизму, но так ли они противоположны? Оба они пьют из одного источника. Разочарование в Великой Французской революции, недовольство буржуазной действительностью, тема народности, обращение к внутреннему миру человека - это роднит романтизм с реализмом. И ещё историзм. Правда, он у них очень разный: романтика интересует незаурядная личность или незаурядное событие, а реалиста интересует плавный ход истории (типичные характеры в типичных обстоятельствах). Но что по-настоящему разводит реализм и романтизм по разные стороны баррикады, так это идея бегства. Реалисты-то точно никуда бежать не собираются. Впрочем, о реализме я, пожалуй, напишу как-нибудь в другой раз)
Ну а напоследок ещё немножко Делакруа.
Это вам не вздохи на скамейке и не прогулки при луне
Делакруа "Данте и Вергилий в Аду" 1822
Делакруа "Резня на Хиосе", 1824
Делакруа "Греция на развалинах Миссолонги", 1827
Делакруа. "Свобода на баррикадах. (Свобода ведущая народ)", 1830
Делакруа "Взятие Константинополя крестоносцами", 1840