Ах, как это романтично!

Sep 17, 2016 20:19



Эжен Делакруа "Смерть Сарданапала", 1827

Романтизм - это что? Прогулки при луне и песни под гитару у костра?
А вот и нет!

Романтизм - это, конечно же, направление в искусстве. Впрочем, не только в искусстве, а в культуре вообще.
Период - с конца XVIII века и до середины XIX. Пик - 30-е годы XIX в.
Сначала термин "романтизм" относился только к литературе, потом и к музыке, а потом ещё и к изобразительному искусству. Ну а потом.... потом и вовсе заговорили о политическом романтизме, социальном романтизме. Романтизм превратился в широкое общекультурное движение. Впрочем, начнем с начала.

Зарождается романтизм в 90-е XVIII в. в Германии и распространяется по всей Европе.
А вот почему зарождается и распространяется? Давайте разберёмся.
Что там происходило в Европе в конце XVIII века?

А происходил там кризис Просвещения. Просвещенческий культ Разума постепенно переставал воспламенять сердца. Романтики не хотели больше Рацио, они хотели другого культа - культа чувств. Человек с его надеждами и разочарованиями, с его иррациональным началом манил их неодолимо. Да и как можно было молиться Разуму, когда становилось ясно: на деле этот новый Бог и не бог вовсе, а так... мелочная бюргерская рассудочность. Что противопоставить прагматичному буржуазному миру? Культ чувственности, творчества, природы и живого человека.
Заметим, что всё это происходит на фоне социальной неустойчивости общества, разродившегося Великой Французской революцией, принесшей много надежд и разочарований, и, увы, отнюдь не сделавшей мир менее прагматичным и так и не давшей обещанных Свободы, Равенства и Братства.
А ещё это был период национально-освободительных войны, пробуждения национального самосознания.
И немецкая классическая философия (её никак нельзя обойти вниманием!) - она тоже отчасти повлияла на умы и сердца романтиков.
Шиллер, Гёте, движение "Буря и натиск", Фихте, Шопенгауэр со своей идеей мистической воли, Бетховен (ну чем не философ от музыки) - все это подпитало романтизм.

Центральная идея романтизма - двоемирие.
Тут всё логично. Существующий буржуазный мирок не устраивает романтиков - он прозаичен, бездуховен, и вообще не достоин человека. Из него надо бежать в другой, более приличный мир!
Тут возникает вопрос: а не правильнее ли будет изменить этот мир? Но стоп, Великая Французская революция это уже попробовала. Итог романтиков не устроил. И они старательно бегут, бегут, бегут из скучного, затхлого и одновременно жестокого и порочного мира буржуа.

Ну а теперь посмотрим, куда бегут. Каков, по их мнению другой, достойный человека мир? А это мир мечты и идеалов.
Романтики ищут и находят его по-разному.
Для кого-то это бегство в другое пространство. Например, на Восток (ведь Восток, как известно, это совсем не Запад, Восток - это "дело тонкое") или в не испорченную цивилизацией деревню, или вовсе в самые удаленные уголки земного шара. При этом совсем не обязательно бежать физически - главное, сделать это в своём творчестве. Отсюда в произведениях романтиков появляются восточные темы (вспоминаем неподражаемого лорда Байрона).
А другие бегут не в иное пространство, а в иное время. В их творчестве проявляется интерес к античности (впрочем, для романтиков это не вполне типично, это больше прерогатива классицизма) или к средневековью (а вот это уже типично, вспоминаем "Айвенго" Вальтера Скотта). Благородные рыцари, прекрасные дамы - ну разве не романтично? Может быть, эти средневековые рыцари в сверкающих доспехах смогут защитить от проклятых бюргеров?
Третьи бегут не в иное время или пространство, а ещё круче - в придуманные миры (Гофман, Вагнер).
И все они уходят из холодного мира будничных дел и денег в свой внутренний мир - мир горячего сердца.

Конечно, романтизм географически не однороден - в разных странах он имеет свои особенности.
Немецкий романтизм серьезный, во многом даже мистический, склонный к эстетизму (Генрих Гейне, братья Гримм, Гофман и пр.)
Французский - свободолюбивый, экспрессивный (Шатобриан, мадам де Сталь, Жорж Санд, Эжен Делакруа, Альфред Мюссе)
Английский - чувственный, аллегоричный, при этом вовсе не чуждый политики (Байрон, Шелли, Кольридж, Китц).

И, кстати, есть ещё такое направление в искусстве - реализм. Его часто противопоставляют романтизму, но так ли они противоположны? Оба они пьют из одного источника. Разочарование в Великой Французской революции, недовольство буржуазной действительностью, тема народности, обращение к внутреннему миру человека - это роднит романтизм с реализмом. И ещё историзм. Правда, он у них очень разный: романтика интересует незаурядная личность или незаурядное событие, а реалиста интересует плавный ход истории (типичные характеры в типичных обстоятельствах). Но что по-настоящему разводит реализм и романтизм по разные стороны баррикады, так это идея бегства. Реалисты-то точно никуда бежать не собираются. Впрочем, о реализме я, пожалуй, напишу как-нибудь в другой раз)

Ну а напоследок ещё немножко Делакруа.
Это вам не вздохи на скамейке и не прогулки при луне



Делакруа "Данте и Вергилий в Аду" 1822



Делакруа "Резня на Хиосе", 1824



Делакруа "Греция на развалинах Миссолонги", 1827



Делакруа. "Свобода на баррикадах. (Свобода ведущая народ)", 1830



Делакруа "Взятие Константинополя крестоносцами", 1840

искусство, романтизм, живопись, культура

Previous post Next post
Up