Образы героев в кинематографе (Великая Отечественная: образ героя)

Jan 21, 2016 20:33



Владислав Владиславович Микоша (1909-2004) - кинооператор-документалист, фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны, кинорежиссёр

Образ защитника-героя в годы войны находил отражение не только на страницах газет, по радио, в плакатах и на фотографиях. Он создавался также с помощью кинохроники и полнометражных кинофильмов.

Уже через три дня после начала войны кинорепортажи с фронта демонстрировались на экранах Москвы. К концу Великой Отечественной на фронте работало свыше 240 кинооператоров, которые сняли около 3,5 млн. метров киноплёнки.
Во время войны было выпущено более 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 выпусков киножурнала «Новости дня», 24 фронтовых киновыпуска, около сотни документальных фильмов. Киностудии выпускали «Боевые кинсборники» (первый вышел 2 августа 1941г., всего было выпущено 13 киносборников) - короткометражные фильмы, высмеивающие гитлеровцев и показывающие подвиги защитников Родины.
Вот далеко не полный список фронтовых кинооператоров: М. Посельский, Б.Макасеев, Ш.Гегелашвили, В.Микоша, Ф.Проворов, Г.Рейсгоф, Д.Рымарёв, В.Соловьев, Е.Учитель, З.Фельдман



Посельский Михаил Яковлевич (1918-2008 г.г.) С кинокамерой прошёл всю войну. Дошёл до Берлина, запечатлел Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Особо следует отметить работу Ростовской киностудии, которая, будучи эвакуированной в г. Ордженикидзе, проводила съемки на Северном Кавказе (в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Крымской АССР). Работы ростовских кинохроникёров (таких как Гай Асланов, Теодор Бунимович, Леон Мазрухо, Борис Маневич, Виктор Петров, Георгий Попов, Александр Смолка, Михаил Пойченко, Давид Шоломович) документально запечатлели подвиг советского народа на фронте и в тылу. Например, А.Смолка снял знаменитые кадры обороны Севастополя, Б.Маневич - сражения на Северном флоте, а Л.Мазрухо был удостоен Государственной премии СССР за съёмки Варшавы и побежденного Берлина.

Полнометражные художественные фильмы военных лет тоже были настоящими документами героизма советских воинов. Яркими примерами таких фильмов стали фильмы «Черноморцы» и «Разгром немецких войск под Москвой». «Черноморцы» (режиссер Василий Беляев, 1942 г.) был смонтирован из хроники, снятой фронтовыми операторами за 250 дней обороны Севастополя и рассказывал о подвиге защитников города. Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссёры И. Копалин и Л. Варламов, 1942), рассказывающий о подвиге защитников Москвы, демонстрировался не только в нашей стране, но и в США, где в 1943 году удостоился премии «Оскар», как лучший документальный фильм года.
Оба фильма удостоены Сталинской премии.



Кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой»



Кадр из фильма «Черноморцы»

Образы героев трудового фронта также нашли отражение в кинематографе военной поры. О подвиге советских женщин, стариков и подростков говорится в таких фильмах, как «Родные поля» (режиссеры Борис Бабочкин и Анатолий Босулаев, 1944г.), «Большая земля» (режиссёр Сергей Герасимов, 1944г.).



Кадр из фильма «Родные поля»



Кадр из фильма "Большая земля"

Темы патриотизма, героизма, мужества стали основными в военной кинематографии. Показанные в кинофильмах и короткометражках подвиги героев укрепляли боевой дух солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла.

предыдущие статьи об образе героя Великой Отечественной войны:
Рядовой боец - он тоже герой!
Священные имена
Трудовой подвиг Советского человека
Герои блокадного Ленинграда
Герой на советских плакатах
Образы бойцов в фотопублицистике

кино, СССР, Ростов, СМИ, героизм, информационно-психологическая война, ВОВ

Previous post Next post
Up