«Деньги - беда России». А попробуем заменить в этой фразе Россию на какую-нибудь другую страну. «Деньги - беда США» или «деньги - беда Германии». Звучит абсурдно. А вот «деньги - беда России» звучит вполне органично и на интуитивном уровне понятно каждому.
«Всё зло из-за денег», «не в деньгах счастье» - это исключительно русские выражения, смысл которых иностранцы до конца не поймут (правда, к последней фразе часто добавляют «а в их количестве», но звучит это не как утверждение истины, а, скорее, как горькая ирония).
Культ «золотого тельца» никогда не был свойственен русскому менталитету. В произведениях русской классики мы не найдем положительного героя-бизнесмена (никаких Дэвидов Коуперфильдов!).
Напротив, русскими писателями в XIX веке всячески высмеивался образ ловкача-предпринимателя, купца-богача. Сохранилась и даже преумножилась эта традиция в советский период (достаточно вспомнить роман Ильфа и Петрова «Золотой телёнок»).
В СССР богатство не являлось для людей признаком успешности, современная поговорка «если ты умный, то почему такой бедный» в те времена была немыслима. У советского человека преимущественно не бывало больших накоплений, да они и не были нужны: советский принцип распределения материальных благ не предполагал акцентированности на деньгах. Наряду с денежной оплатой труда в Советском Союзе использовались так называемые общественные фонды потребления (ОФП).
"За счёт ОФП обеспечивается бесплатное образование, включая высшее, выплачиваются стипендии студентам, оказываются бесплатная медицинская помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание, выплачиваются государственные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, организуется отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивается массовость физической культуры и спорта, оплачиваются ежегодные отпуска, удерживается на низком уровне квартирная плата, содержатся детские дошкольные учреждения и т.п.» (выдержка из статьи Б. В. Ракитского об общественных фондах потребления из Большой Советской Энциклопедии)
Но дело, конечно, не только в принципе распределения. С детства людей учили, что работа приносит истинное счастье не тогда, когда она хорошо оплачивается, а когда она приносит пользу обществу, служит на благо общего Дела. В этом советская идеология не шла вразрез с вечными русскими идеалами трудолюбия, взаимовыручки, самопожертвования и органично ложилась на характер русского народа.
Впрочем, конечно, нельзя сказать, что картина в СССР была столь безоблачной. Вспомним знаменитую комедию Рязанова «С лёгким паром», в одном из эпизодов которой герой сетует, что «судя по зарплате» профессии учителя и врача вовсе не самые благородные. Но, во-первых, фильм вышел на экраны в середине 70-х, когда общество уже было в некоторой степени заражено идеями потребления. А во-вторых, всё же для героев фильма денежный достаток отнюдь не стоит на первом месте (героиня предпочитает «неуспешного» и немного нелепого Лукашина «успешному» и деловому сухарю Ипполиту).
Рассуждая о том, какую роль играли деньги для советских людей, не могу не вспомнить свою бабушку, которая смеялась над соседкой, откладывающей деньги на сберкнижку и из-за этого вечно одалживающей у бабушки трёшку до пенсии. Моей бабушке было искренне непонятно, зачем копить деньги, - и такими были миллионы советских людей.
Но всё резко изменилось в перестроечные и постперестроечные годы. С переходом к рыночной экономике стал насаждаться культ денег. Изменилось отношение к труду: он стал восприниматься уже не как общественное благо и даже не как личная самореализация, а исключительно как средство заработать. При этом капитализм в России формировался криминальным путем (ведь законных больших накоплений у граждан не было), и поэтому под способом зарабатывания денег часто стал пониматься отнюдь не честный добросовестный труд (никто ведь не верит, что благодаря такому труду можно много заработать), а воровство либо «халява». «Я хочу работать поменьше, а получать побольше», - такое приходится слышать очень часто. Богатый человек, с одной стороны, стал ассоциироваться с успешным человеком, а, с другой стороны, с прощелыгой или откровенным бандитом. И люди, с одной стороны, зациклены на деньгах, а с другой, не умеют «делать деньги» (ведь не так воспитаны!). Правда, в России появилось какое-то количество людей, «умеющих жить». Они предприимчивы, успешны… Но счастливы ли? Кто знает, какую тоску они прячут за свой деловитостью?
А большинство и не успешны, и не счастливы - ведь быть успешными они не научились, а быть счастливыми не могут, имея установку на недостижимую «успешность», под которой понимается умение разбогатеть. Четверть века рыночных реформ не превратили русских людей в бизнесменов - социокультурные коды так быстро не меняются. Да и надо ли их менять? Россия - страна со своими традициями. «Протестанская этика», о которой писал М.Вебер, рассматривая формирование «духа капитализма», нам глубоко чужда. Мы не можем воспринять деньги как знак некой избранности и богоугодности. Насаждаемый культ денег, не опертый на многовековую традицию, порождает в сознании жуткий принцип: «деньги ради денег». Но русский человек, взявший на вооружение этот принцип, теряет самого себя, оказывается вне какой-либо культурной матрицы. Он попадает в духовный вакуум, который требует заполнения, и, в отсутствие каких-либо высших идеалов, заполняется бессмысленным потреблением, которое опять же напрямую подвязано на деньги, - круг замыкается.
Конечно, я не утверждаю, что деньги вовсе не нужны. Я лишь хочу сказать, что когда они становятся главной целью, то для русского человека, а, значит, и для страны, наступает смерть: сначала духовная, а потом и физическая.
Нам никогда не обыграть наших противников на поле материального комфорта, да нам ведь и не нужен их «протестантский прибранный рай». Не в комфорте и не в деньгах счастье… А коли не счастье в деньгах, так беда! Беда потери собственной идентичности.