Хочется написать такую чисто мамскую большую заметку про Соню и ее развитие. Записать мои маленькие наблюдения, перечислить места откуда я черпала информацию по играм и общению с ребенком и что из этого получалось.
Про время от рождения до года. Над тем, как правильно развивать Соню я впервые задумалась когда ей было месяца четыре. До этого просто общалась с ней, песенки пела, занималась гимнастикой - то, про что рассказывали на курсах для беременных. К гимнастике и закаливанию нас приучила свекровь. В четыре месяца мне показалось, что Соня уже сможет разглядывать картинки и я купила для нее первые книжки. Ну и в общем начала читать различные статьи про разные подходы в развитии ребенка, искать информацию. Тогда мне очень повезло, что я в своем слепом поиске наткнулась на сайт "школы семи гномов" и прочитала там много статей про разные методы, там есть хорошие обзорные статьи про методики Монтессори, Домана и прочих, про их плюсы и минусы. Две главные мысли которые я оттуда вынесла: 1) нужно отличать развитие и обучение; 2) любые занятия с ребенком должны проходить в форме игры. Типа, современные родители часто пытаются в детей вбить как можно больше информации и научить как можно раньше читать писать и прочее, хотя это не развитие, а обучение. Развитие - помочь ребенку научиться мыслить, а не заставить запомнить как можно больше фактов. А мыслить дети учатся через изучение предметов и игру с ними. Играют с водой и начинают понимать что такое непрерывность. Смотрят на песчинки, стороят башню из кубиков - и осознают, что такое части целого. Сравнивают предметы по цвету, вкусу, форме, размеру. Какие они на ощупь, как звучат. Особенно активно этот процесс проходит до года. Поэтому я решила, что буду стараться стимулировать именно предметную деятельность Сони и отмела все методики нацеленные на ранее обучение чтению или счету, а также выучивание всяких карточек.
Поэтому самым главным источником вдохновения на первом году развития Сони была книжка Дарьи Колдиной "Игры-занятия с малышом от рождения до года"
http://shkola7gnomov.ru/catalog/igry-zanyatiya-s-malyshom-pervyy-god-zhizni/ В ней несколько разделов: физическое развитие, развитие речи, эмоциональное развитие и тд, и в каждом разделе дается информация по месяцам, что должен уметь ребенок в этот период, и в какие игры с ним можно играть, чтобы стимулировать его развитие. Причем специальных игрушек не требуется, игрушкой могут стать пластиковые стаканчики, бумажные салфетки, воздушные шарики...
Вообще это интересно насколько ребенка в возрасте от полугода до года занимает любой предмет. Все нужно потрогать, лизнуть, постучать... Лучшие игрушки этого возраста для Сони были - кухонная утварь и предметы быта. И даже книжки в этом возрасте у нас все были с тактильными вставками и подвижными элементами. Чтобы разглядывать, крутить и трогать. Также, не смотря на обилие разных игрушек, самыми интересными были банальные мяч, кубики, и пирамидки с сортером. Ну и музыкальные игрушки с кнопками, конечно.
Записываю для себя пока помню Сонины достижения первого года:
1) Начала следить взглядом за погремушкой - две- три недели
2) улыбалась при виде игрушек - 1 месяц и неделя
3) начала улыбаться маме и эмоционально говорить "агу" - 1,5 месяца
4) начала активно махать руками пытаясь ударить висящую перед ней игрушку 1,5 месяца
5) начала уверенно держать голову лежа на животе - 2 месяца
6) научилась переворачиваться со спины на живот - 2,5 месяца
7) научилась брать игрушку с кольцом за кольцо и дергать - 2 месяца
8) научилась тянуть игрушки в рот 3 месяца
9) поползла по пластунски - 5 месяцев
10) научилась уверенно сидеть и садиться используя опору - 6 месяцев
11) научилась вставать с опорой 6,5 месяцев
12) поползла на четвереньках и научилась садиться из положения на четвереньках без опоры 7 месяцев. Тогда же начала ходить вдоль опоры
13) начала хлопать в ладоши - 8 месяцев
14) сделала первые шаги без опоры - почти 9 месяцев
15) научилась танцевать - приседать и хлопать в ладоши под музыку - 9 месяцев
16) начала говорить первые слога "тя-тя" и "дя-дя" - 8,5 месяцев.
17) начала уверенно ходить все время, не переходя на ползанье - 10 месяцев
18) начала топать когда говоришь "топ-топ" - 10,5 месяцев
19) научилась просовывать кружок в сортере - 10 месяцев
20) научилась надевать колечки на стержень в пирамидке 11 месяцев
21) первые слова: "ма-ма" и "ти-ти":)))) - в 11 месяцев, "дай" - в 12 месяцев.
От года и далее я опять отмечу уже другую книжку Дарьи Колдиной о развитии речи от 1 года до 3 лет.
http://shkola7gnomov.ru/catalog/shpargalka-dlya-roditeley-razvitie-rechi-s-detmi-1-3-let/ Оттуда я брала многие игры на мелкую моторику: игры с крупами (например отыскивать макаронины в чашке с крупой и складывать в маленькую баночку), игры с прищепками и шнурками (для них я даже купила специальный игровой наборчик, в котором по сюжету нужно прикреплять прищепки к картонным фигуркам и продевать шнурок через отверстия), пальчиковые игры и игры с пластилином. Моторные навыки продолжали совершенствоваться. В этом возрасте у нее мелкая моторика развивалась примерно так:
1) научилась правильно стучать молоточком - 1 год и 1 месяц
2) научилась приклеивать наклейки и кусочки пластилина на картинку - год и 2 месяца
3) начала брать в руки карандаши или мелки и чертить полоски на ватмане или асфальте- год и 2 месяца
4) начала рисовать краской ладошками на ватмане - год и 3 месяца
5) научилась насыпать песок лопаткой в ведерко - 1 год и 3 месяца
6) научилась ложкой зачерпывать густую еду и попадать в рот - год и 4 месяца
7) научилась продевать шнурок через маленькое отверстие в фигурке - год и 4 месяца
8) научилась открывать прищепку и прикреплять к картонным фигуркам - год и 6 месяцев
9) научилась намазывать вырезанную бумажную фигурку клеем-карандашом и приклеивать к картинке - год и 6 месяцев
Где-то в районе года и двух месяцев случился этот переворот, Соня начала проявлять интерес к рисованию и творчеству. Я была несказанно этому рада, так как сама очень люблю делать руками какие-нибудь маленькие поделки (хоть сейчас делаю это довольно редко). Самые первые занятия которые мы начали - это приклеивание наклеек в специальные книжки. Я навсегда запомню как Соня приклеила свои первые наклейки: посадила пингвинов в траву вместо холодной льдины. Добрая девочка)
Потом пошли первые пластилиновые картинки. Я катала маленькие пластилиновые шарики и говорила, что это яблоки и их надо приклеить на нарисованное дерево или это снежинки и их надо приклеить на небо. Моя любимая картинка вот эта, с шариками, висит теперь у нас на стене:
Потом где-то в год и 3-4 месяца мы с Сонней начали рисовать красками и я ей предлагала всякие задания нарисовать что-то ладошками на заготовке. Выходило очень красиво, милые отпечатки маленьких ладошек и пальчиков:
Но с творческой точки зрения видимо Соне это еще рано, сейчас ей интереснее просто размазать хаотично краску по листу. Просто приложить ладошку - требует больше выдержки и осмысленности, так что отложили эти занятия. И дали художнику больше свободы:
В год и пять месяцев отлично пошли пластилиновые прятки. Я давала Соне картинку из специального альбома, например с медведем в берлоге, давала брусок пластилина и говорила, что надо слепить снежные комочки и спрятать под ними мишку:
Соня делала это с огромным удовольствием и за раз излепляла весь альбом, только дай кого-нибудь под пластилином спрятать.
И последнее из наших занятий - аппликация. Я вырезаю фигурки, Соня мажет их клеем карандашом и приклеивает на картинку:
Сейчас это у нее аппликация - одно из любимых занятий, приклеит картинку и сама себе хлопает в ладоши) Все эти занятия проходили в основном в альбомах для первого творчества "Это может ваш малыш"
http://shkola7gnomov.ru/manufacturer/mozaika-sintez/eto-mozhet-vash-malysh/, альбомах "пластилиновые картинки"
http://shkola7gnomov.ru/manufacturer/mozaika-sintez/plastilinovye-kartinki/, книжках для рисования ладошками от издательства Клевер
http://shkola7gnomov.ru/manufacturer/klever-media-grupp/uzorova-risuem-ladoshkami-i-palchikami/. И еще конечно, Соня много рисует каляки-маляки карандашами и фломастерами в обычном альбоме.
И последнее о чем я хотела бы написать, это занятия и игры по развитию речи и расширению пассивного и активного словарного запаса. Чуть раньше года мы с Соней начали заниматься по всяким книжкам и пособиям. Я часто слышу мнения о том, что развивающие пособия и игрушки - это от лукавого, что настоящее развитие происходит во время совместной игры и общения с мамой. Например такая позиция озвучена в книге "Развивающие занятия ленивой мамы". И я согласна с этим мнением, самое главное, чтобы рядом с ребенком была вдохновленная мама с фантазией и желанием показать ребенку этот мир и весело и интересно провести время вместе. Но меня саму очень вдохновляют разные интересные пособия, альбомы для первого творчества и методички. Я вообще идеальная целевая аудитория для производителей детских книжек, конструкторов и пособий. С трудом держу себя в руках чтобы не спускать на это все деньги). Я попробовала несколько пособий школы семи гномов 0-1 лет и 1-2 года (
http://shkola7gnomov.ru/catalog/0825/) и мне они очень понравились. Они задают ориентир того, чему ты можешь сейчас научить ребенка. Понятно, что показывать два мячика в книжке и говорить, что один большой а другой маленький и ждать, что ребенок поймет понятие величины - глупо. Но после показа картинок на эту тему, я понимаю, что сейчас хорошо поиграть с реальными предметами, покидать мячики и в игре обсудить их размер. Так же с помощью книжек мы учили предметы быта. Я выкладывала перед Соней кучу посуды и говорила, что вот на картинке кастрюля. А где настоящая кастрюля? Соня находила кастрюлю. Потом стучала венчиком по кастрюле) На самом деле для таких игр может и не нужно пособие, но оно для меня как подсказка о том чем же можно сегодня заняться.
Еще я купила набор "Говорим с пелёнок" издательства "Умница"
http://shkola7gnomov.ru/catalog/govorim-s-pelenok-2015/. "Умница" выпускает безумно дорогие детские пособия, и я думаю, что я больше никогда не куплю у них ничего, просто потому что оно того не стоит. Но мне было очень любопытно попробовать что-то от такого распиаренного и модного производителя. И набор действительно качественный, проработанный и очень классный. Хотя в принципе, с методической точки зрения, недорогие пособия Школы Семи Гномов ничуть не хуже, и их для развития было бы вполне достаточно. Про них отдельно или в сравнении друг с другом, может быть, когда-нибудь напишу отдельный отзыв.
Теперь перечислю речевые достижения Сони в возрасте от года:
1) начала подражать собаке - год и 1 месяц
2) начала подражать другим животным - год и три месяца
3) а год и два месяца начала показывать жестами как умываются, как чистят зубы, как вытираются полотенцем, спят, кушают и тд. (Большей частью благодаря играм с книжками про жизнь волчонка Вени из набора "говорим с пеленок")
4) начала говорить полные слова. Перое слово кроме лепетных ма-ма, которое Соня сказала целиком было "зяяц" - заяц, Соне был
1 год и 4 месяца. Дальше пошли другие слова типа "коодий" - крокодил, " додь" - дождь и тд.
5) В год и четыре месяца Соня начала узнавать основные геометрические фигуры и правильно показывать на них пальчиком. И даже начала говорить "кру"--- круг, "када" --- квадрат
6)В год и 5-6 месяцев выучила основные цвета: черный, белый, желтый,синий, зеленый и красный. Причем первым был ее любимый желтый цвет, его она узнавала и показывала еще в год и три месяца
7)в полтора года начала целиком произносить глаголы "пить", "сесь" - сесть, "пать" - спать
8) в год и 6,5 месяцев начала говорить первые предложения из лепетных слов типа "дей бубух" - девочка упала