Продолжим тему «
Бессмертников» и «
Послесмертников». На этот раз речь пойдёт о нечто вроде «Вместо_смертников». А именно - о книге
Юрия Алкина "
Цена познания". Вернее - о моём личном прочтении оной. Если на время отложить лирику и сделать концепт-выжимку, то идея будет такова.
Преамбула: известно, что духовное правит материальным. Менее возвышенно можно сказать, что телом человека, его физическим состоянием, здоровьем управляет психика. На житейском уровне это выражается в таких идиоматических выражениях, как: «Все болезни от нервов», «Во что веришь - то и есть», «Чего опасаешься - то и случится». Механизм сего явления доподлинно не ясен, теоретически можно предположить, что сознание человека излучает некое информационное поле, непосредственно влияющее на тело. В данном случае - это неважно. А важно то, что это само наличие такого действия можно проверить.
Сюжет:
итак, проверка. Самым радикальным образом. Где-то во Франции существует закрытый, существующий на частные пожертвования предположительно анонимной мировой элиты, глубоко законспирированный институт, в котором порядка 50 лет длится один непрерывный эксперимент. Его создатели размышляли следующим образом: если болезни, старение и в пределе - смерть - есть не что иное, как феномен сознания, то путём исключения этих самих понятий из сознания испытуемого можно получить соответствующие эффекты. Причём - и это самое важное - эти идеи нужно не просто исключить или изъять, заставить человека их забыть - нет, ибо инфицирование идеей смерти, временности, бренности бытия раз и навсегда поселяет в человеке программу саморазрушения, особенно если это подтверждается ежедневно и ежесекундно примерами из внешнего мира: кто-то умирает, болеет, воюет, поедает друг друга и т.п. А по сему - решение было принято такое: а) не допустить вообще в принципе возникновения в человеке таких идей посредством выращивания его с рождения в мире, где у окружающих его на уровне языка отсутствуют соответствующие понятия, и б) для чего создать искусственный мир, где никто не умирает, не болеет, не воюет и не стареет.
И это было сделано. Некто с рождения живёт в искусственно созданном пространстве в окружении 30 человек - актёров, прошедших жесточайший отбор и обучение на предмет не произносить, не упоминать и не создавать ситуаций, которые могли бы навести испытуемого - «Зрителя» на мысли о смерти. Само это слово - главное табу. У каждого своя роль и задача - выглядеть естественно, как будто никакого внешнего окружающего мира нет и в помине. Существует продуманная мифология наподобие Библии для внутреннего пользования - их мир принципиально благодатен и находится в милости Господа, который их снабжает всем необходимым для безоблачного существования: еда, одежда, жильё инструменты для самореализации. Участники проекта живут, якобы, легко и непринуждённо, ведут светские беседы, диспуты, обсуждения, каждый имеет свою роль: «писатель», «художник», «поэт», «философ», «изобретатель» и «просто хороший человек». 25-летних «Актёров» плавно заменяют каждые 3 года, чтобы «Зритель» не заметил признаков их старения. Для этого новичков тщательно подбирают, обучают и делают пластическую операцию.
Самый интересный вопрос: удаётся ли эксперимент? В книге присутствует лёгкое авторское лукавство в пользу сохранения интриги - кто же он из этих 30 есть «Зритель» и сколько ему лет? Именно этим вопросом занят на протяжении всего повествования герой - случайно попавший в «Актёры» на замену отслужившему свой срок прототипу. В итоге же автор предоставляет читателю самому решать - что же там есть правда. Простим это автору. Но, по самым косвенным данным - можно установить, что да - эксперимент удался. «Зрителю» 50 лет, но его организм сохраняет 25-летнее состояние, как и у всех окружающих. Причём - именно состояние - он не выглядит на 25, а ему и есть вечные 25. Это подтверждается регулярными анализами. Фактически, организаторы приходят к выводу о дальнейшей бесперспективности эксперимента, обнаружив, что никаких других практических применений его результата - быть не может. В организме «Зрителя» нет никаких намёков, позволивших бы создать «лекарство против смерти» или для продления жизни. Кроме как создавать искусственные миры и плодить бессмертных или вне_смертников «с нуля».
Книга читается легко, отличный, кстати, синопсис для современного обинтеллектуаленного сериала, стоит только нарастить событийку и всяческие перипетии в судьбах героев, что есть дело техники, не перегружена псевдонаучными и метафизическими терминами, и практически не содержит назойливых религиозных спекуляций. Кроме одной и главной: это, конечно же - библейская история грехопадения человека, которая представляется, как инфицирование человека вирусом смерти вследствие его ослушания, после чего он становится смертным. То есть - сначала в семантическом поле сознания человека поселяется смерть, и вслед за этим - смерти становится подвержено и его тело. Что интересно - уловка Бога - предупреждение «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт, 2:17) - есть ложь, что само по себе примечательно - но только наполовину. Ведь человек действительно умирает, хотя и не в тот же день. Можно долго рассуждать - есть ли это Первая Ложь или некоторая «-надцатая», истинный ли это вообще Бог, или какой-нибудь там Б-г Израиля, гностический Демиург Ильдабаоф - сам по себе результат лжи и ослушания своей материи Софии - суть в том, что смертным человек становится не сразу, а только в отместку ревнивого Бога. То есть - изначально-то он создан был вполне себе бессмертным. И даже предупреждение «смертью умрешь» - скорее всего не могло инфицировать человека, и, наверное, было воспринято с непониманием - о чём вообще идёт речь, о какой такой смерти? Вследствие чего могло быть вообще пропущено мимо ушей, как нечто неважное, второстепенное. Ибо - перед глазами нет примеров этой самой смерти. И уж тем более - здравый смысл говорит о том, что знай в действительности - какими последствиями грозит ослушание - вряд ли бы даже самая ветреная девица решилась бы на такое.
В связи с этим становятся понятны неудачи в обретении бессмертия нашими «
Бессмертниками» - инфекцию смерти невозможно изгнать. Бессмертным можно быть только во вне_смертном, искусственно или даже - насильственно вне_энтропическом мире. А искусственное поддержание такого состояния колоссально энергозатратно и нуждается в постоянной подпитке извне. Энтропию может победить только сама жизнь, да и то - только на период активного роста. Плато, стагнация - уже есть смерть. Интересен также и половой аспект. В книге Алкина «Зритель» остаётся вечным девственником. То есть - существует определённая связь с познанием смерти и познанием полового размножения. Одно без другого не существует. В данном случае - познание и есть инфицирование. Также интересна и ещё одна наша секта «
Скопцы», которые инстинктивно пытались спастись с помощью устранения телесного инструмента размножения. Но не с той стороны зашли, начинать нужно с сознания, а тело - само подтянется. Такова, по-видимому, и есть цена познания.
И есть ещё один метод - «пробой реальности» на некоторое время посредством ПОДВИГА ВЕРЫ. «Смертию смерть поправ». Пример - у всех перед глазами. И уже порядка 2000 лет как.