Рефаимы - Анунаки - Вечный Огонь - Атлантида - Город-Матка - Лампа Ламп - Грааль - “сакральный смысл” или Смысл Сакрального - Схождение Благодатного Огня - Анти_Сакральное - Свадхистхана - Убежище Духа.
…И в Израиле тоже нашлись свои лабиринты (см. «
Лабиринт как мистерия-архетип передачи Огня Жизни.»). Подозрительно похожие на наши Северные Соловецкие:
Там они называются «
Круги рефаимов» или «Колесо Духов». Тех самых, что:
«
В Библии рефаимы упоминаются и под другими названиями, в частности, как анакиты (сыны Анака, Числа 13:33, Второзаконие 1:28) или авим.»
Это только мне так кажется, или в воздухе снова отчаянно запахло
анунаками? Ну да и Энлиль бы с ними, тем более - сам застрельщик их идеи в массы
вовремя ретировался, так и не дождавшись окончательного решения еврейского вопроса алиенской тематики. Ибо сама алиенская гипотеза объясняет крайне мало чего. Ну и что с того, что предки или, так и быть - «генетические инженеры» прибыли из других миров? А кто создал их, в чём их принципиальное отличие от человечков, да и есть ли это отличие вообще? Как, чем живут они, соприкасаются ли их и наши миры посмертного существования, есть ли у них такая же душа, перерождения, карма, возмездие? Един ли их с нашим Дух? Грубо говоря - включены ли они в единое с нами
солипсическое пространство мира сего, или же представляют собой нечто принципиально запредельное, иномирное? Я лично подозреваю, что если они в состоянии войти в контакт с нашим разумом, то всё-таки имеют с нами единый солипсический континуум. Хотя, с другой стороны, я с ними в контакт опять-таки лично не вступал, так что рассуждение всё ещё остаётся быть исключительно умозрительным. Ну и так далее…
Но вот интересное наблюдение с того же
форума о том, что круговая структура со всеми характерными чертами лабиринта: концентрические окружности внутреннего устройства, вход или Инициатические Врата, проход через которые знаменует собой некую инициацию, сродни лишению девственности - на периферии, святилище или Алтарь в центре, где случается главное: поддерживается горение
Вечного Огня:
«
Почитание огня возникло, по всей вероятности, в очень ранние времена и было общим у индусов и персов. Особенным почитанием пользовался у персов, так называемый, небесный огонь, спустившийся, по преданию, с неба и горевший на вершинах гор. В честь его строились в Персии знаменитые храмы огня, которые особенно усердно воздвигал Дарий Гистасп. Впрочем и всякий другой огонь считался священным: последователь религии Зороастра должен был тщательно наблюдать за тем, чтобы огонь не касался ничего нечистого, в особенности трупа.»
- имеют многие древние сакральные сооружения: Стоунхендж, Аркаим и даже - предположительно, главный город-герой-остров-храм Атлантиды:
«
Родоначальником атлантов, по Платону, был бог Посейдон, сошедшийся со смертной девушкой Клейто, родившей от него десять божественных сыновей во главе со старшим, Атлантом, между которыми он и разделил остров и которые стали родоначальниками его царских родов. Центральная равнина острова простиралась в длину на 3 тысячи стадиев (540 км), в ширину - на 2 тысячи стадиев (360 км), центром острова являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8-9 километрах) от моря. Посейдон для защиты обнёс его тремя водными и двумя сухопутными кольцами; атланты же перекинули через эти кольца мосты и прорыли каналы, так что корабли могли по ним подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре.»
Таким образом, получаем архетип не просто города-государства или города-цивилизации, а, смотря шире -
города-матки. Очевидно - это не просто так, есть в этом какой-то, что называется “сакральный смыл”. И вот здесь, дабы избавиться от
постмодернистских ехидно-иронических коннотаций этого предельно избитого выражения - стоит задуматься о Смысле Сакрального - именно так и никак иначе - вообще в принципе.
Почему, спрашивается, «градостроительный кодекс» древних предусматривал чёткую регламентацию фактора формы, преимущественно круговых форм? Только ли исходя из утилитарных соображений обороны и/или логистической доступности (не к столу будет сказано)? А ведь даже сейчас улицы центров старых городов представляют собой концентрические окружности, те самые кривые улочки, хождение по которым так похоже на преодоление лабиринта. И почему в современных городах эта сакральная закруглённость оказалась разомкнута, а города стали распаханы проспектами и кварталами квадратно-гнездовым образом? Ну да, логистика, как же... Пространство стало не просто продуваемым всеми ветрами вдоль и поперек, но и, кажется, что-то стало безвозвратно попутно (или снова - целенаправленно злонамеренно) выветриваться. Что? Фэн-шуй, циркуляция какой-нибудь (извиняюсь за каламбур) ци или праны? А не стали ли её принудительно скармливать пираньям голодных духов вместо ритуально регламентированных принесений жертвы?
«
Голодных духов модус - кормить. Сложней - понять…»
Думается, что определять сакральное канонически, как просто нечто иррациональное, якобы имеющее отношение к Божественному (ага - тем самым анунакам) несколько узко. Ибо, в таком случае - а есть ли вообще хоть что-то, что не имеет отношения к своему Создателю, как причина к следствию? Очень таки вряд ли. Наш спортивный интерес снова не удовлетворён.
Как некое достаточно тусклое приближение к смыслу сакральности можно рассмотреть идею «
Лампы Ламп», как некоего центра и без того уже изрядно сакрального пространства. По Пелевину:
«
Бог - это Лампа Ламп. „Лампа Ламп“ означает, во-первых, множество ламп, слившихся в один источник света. А во-вторых, это значит, что среди них есть такая лампа, которая светит всем остальным, как если бы они были не светом, а тьмой.»
Получается идея наподобие Центрального Солнца. Масштаб и не более того. Вертикали - нет. Не “искрит”. А искрить - должно. Причём - вне всяких скобок и умолчаний - в буквальном смысле. Сакральное - это то что искрит. Этот тот самый миг фазового перехода из состояния чистой потенциальной возможности «авось» - в состояние готовой реализации «уже»:
«
Был АВОСЬ, а стал УЖЕ.»
Другими словами, это то, что происходит, когда возгорается спичка от трения: можно сказать, что вещество головки спички - её действующий реагент сера - достигает своей критической температуры и вступает в химическую реакцию с кислородом, находящимся в воздухе, в результате чего возникает горящая плазма - пламя. А можно считать, что духи вещества вступают в более интимную связь - сочетаются алхимическим браком стихия земли и воздуха, синергетически порождая плод своего союза - элемент стихии огня. Пресуществляется тайна. Очевидно, что вопрос правильного поименования процессов - есть вопрос культурных кодов: воспитания, образования, грубо говоря - это проблема не природы, а проблема того, кто эту природу интерпретирует.
По поводу же упомянутой тьмы - не исключено, что Центральное Солнце - Чёрное (см. «
Чёрное Солнце и Абсолютно Чёрное Тело.»). По мне же, в контексте Лампы - более важен ответ на вопрос:
«
Кто Ты: Раб лампы или Бог лампады?»
Да, и кстати - а присмотримся-ка к канонической форме лампы, причём - без разницы - накаливания ли или
Аладдина - ничего ли не напоминает?
Всё те же характерные черты - сравнительно узкий вход, округлое, в данном случае - каплевидное основное пространство… Дико извиняюсь за навязчивый гинекологизм, но кажется, здесь мы снова имеем дело с маточным символизмом лабиринта. Как говорится - тот же форм-фактор налицо. Соответствующие картинки не привожу, ибо дабы - не профанировать!
Что интересно - я практически уверен в том, что новомодные хвалёные энергосберегающие лампочки вызывают такое инстинктивное отторжение в первую очередь из-за своей противоестественной химерической формы, и уже во вторую и третью очередь - из-за неестественного химического света и неумеренно задранной цены. Как говорится - десакрализация на марше.
Далее. Судя по всему, здесь мы соприкасаемся с архетипом сосуда, как некоего вместилища, убежища, жилища, дома. И если уж речь зашла о сосудах, то будет уместно вспомнить и самый легендарный из них -
Чашу Грааля.
Понятно, что тут легко возразить - при желании можно любую кастрюлю или рюмку притянуть за уши как Грааль. Пожалуй что - да, так и есть, ведь тут мы имеем дело с универсальным символом-архетипом. И что интересно случае Грааля - в эту чашу собирается посмертная кровь, а кровь есть ни что иное, как символ души, её материальное смертное воплощение и олицетворение:
«
Событий кровь всегда венозная…»
То тесть - таким образом в этой условной чаше-матке, если можно так сказать - утилизируется жизнь, в пределе - её искра, которая опять-таки одного цвета с кровью. И раз уж это искра жизни самого Создателя, то и содержит в себе она потенцию жизни не чего-нибудь, а Всея Вселенной - вот она основа мифа:
«
Потенции Миров стоически остры…»
Но и это ещё не всё. Если рассмотреть Вселенную как некий целостный организм, предположительно -
Анрдрогин, в алхимическом смысле, то его сакральный центр будет это - матка. Ведь что такое матка? Это та самая тайна тайн, в которой происходит не только зачатие, а фактически - передача искры Духа (из которой в дальнейшем возгорится пламя -
масоны-декабристы знали толк в герметике, также, впрочем, как и их краснознамённые последователи - вспомним хотя бы повсеместное насаждение мемориалов Вечного Огня), но и вызревание новой жизни. Кто-нибудь знает что-либо более священное и неприкосновенное? Я - нет. Тем более - сам Бог, предположительно, был зачат напрямую от Духа, без посредства причитающихся тому процессу физиологических жидкостей.
И чтобы уже закрыть тему Огня - вспомним такое явление как Схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня. И дело тут даже не в чуде - я практически уверен в том, что его зажигают сами попы на манер древних огнепоклонников-зороастрийцев - и правильно делают, но - здесь важна преемственность культа, и она, как видим, сохраняется в неприкосновенности. Кстати - угадайте форму внутреннего устройства Храма? Правильно - фактически, идеальная окружность, смотрим:
Хотя, в идеале, по-честному, они были бы должны поддерживать Огонь круглосуточно, а не ставить свечки когда кому Б-г на душу что-то положит, и желательно - в твёрдой валюте. Как это происходило у правильных огнепоклонников, пока не было вытеснено исламом. А вот как выглядел оригинальный Храм Огня в Иранском
Исфахане:
И, что особенно интересно - едва ли не единственный действующий Храм Огня сохранился в Азербайджане недалеко от Баку -
Атешгях:
Отсюда же - из опереточных современных псевдо_культов, видимо, проистекает и идея анти_сакральности, профанирования того, что должно быть принципиально в тайне - в концентрированном виде эту идею отображает простое русское слово - срам (и целый ряд более крепких выражений под общим кодовым названием МАТ, чьё употребление - в идеале - строго мистериально, и чего здесь мы касаться не будем всё по той же причине - не профанировать!). Что от чего произошло, что было первым - срам или
харам - шариатский запрет, пока опустим, ибо рискуем погрузиться в спор о курице и яйце (интересно, что у них это слово имеет общий корень с
гаремом, но здесь уже попадаем в область фрейдизма, «
тотемов и табу» и их нарушений).
Опять же, на Востоке матке соответствует всего лишь вторая по уровню чакра
Свадхистхана, которая, якобы, отвечает за циркуляцию полярных энергий. Я бы не стал в слепую доверять азиатским концепциям, но в данном случае - поразительно смысловое раскрытие самого названия чакры:
«
Свадхистхана - санскр. svādhiṣṭhāna:sva - собственный; adhiṣṭhāna - жильё; буквально - «собственное жильё».
То есть, буквально подтвердились - классическим образом «
спролазмировали» - те же самые выводы, к которым удалось прийти выше интуитивно, когда говорилось о том, что «здесь мы соприкасаемся с архетипом сосуда, как некоего вместилища, убежища, жилища, дома», не грех и повториться. Таким образом, если воспользоваться уже предложенным выше методом - взглянуть на вопрос максимально широко, то смысл сакральности выходит ещё и за рамки обыденной цикличности рождений и смертей. По большому счёту - сакральное, это - то, что лежит вне всякой дурной бесконечности:
«
Пускай дрожит дурная бесконечность В священном трепете пред ясностью ума…»
Это место жительства Духа, убежище Его Ясности (кстати - в этом контексте любопытно рассмотреть
формы титулования в Российской империи, с их многочисленными Светлостями, Сиятельствами, Преподобиями и прочими
Святейшествами, не говоря уже о
Благородиях, такое ощущение, что в РИ были плотно знакомы с
Четырьмя Благородными Истинами буддизма) и пространство для Его экспансий, одной из немногочисленных манифестаций чего в нашем достаточно обширном, по большей части духооставленном - срединном мире и являются лабиринты.
PS. Ну и - как водится, самая ценная идея является «опосля». На сей раз - это гипотеза о том, что суть древних сакральных сооружений круговой формы - есть ни что иное, как модель Солнечной Системы, где концентрические окружности внутри представляют собой орбиты планет, а алтарь или Священный Огонь в центре - само Солнце, принимающее непосредственное участие в генезисе и репродукции объектов Системы, фактически - в передаче своего Огня.
29 декабря 2010 г.