Стишочничество или интуитивная поэтическая машинерия.

May 23, 2021 19:45


Не поэзия, но О поэзии. Скорее это дневниковая запись - размышление для самого себя, попытка разобраться в том, что я делаю, как и для чего. Если будет интересно кому-то ещё, то ура. Итак, стишочничество. Это мой авторский термин, когда-то я для себя определил его так: « Писание стихов в особо острой форме». Что-то вроде навязчивой идеи, тщательно реализуемой в жизнь. Но, в отличии, скажем, от графомании - стишочничество не несёт в себе негативной коннотации, а имеет скорее ироническую. Над самим собой в первую очередь. И призвано, если не уничтожить, то основательно пригасить ЧСВ, являющееся неотъемлемым побочным эффектом подобного рода деятельности. Ниже попробую структурировать и даже каталогизировать темы и тэги своего творчества. Кстати, в последние годы я исключительно всем своим стихам даю название, причём - слово или словосочетание, вошедшее в заглавие в обязательном порядке должно присутствовать в тексте самого произведения, в том же роде, числе и падеже.

Итак, центральной, стержневой темой моего стишочничества является то, что я называю Интуитивом - интуитивный духовный поиск, разумеется, в первую очередь - себя самого. И тут мы заходим на территорию мистики, религии и даже эзотерики. Это изначальная тема без тэга, просто « Стихи», далее я стал добавлять такие метки, как « Солипсизм», « Бог», « Яковость», « Время», « Энтропия» - всё то, что находится в фокусе внимания конкретного стихотворения - для лучшей навигации, статистики и, в конечном итоге - понимания текстов.

Ведь что такое поэзия вообще, и зачем она нужна, в моём представлении? При всей кажущейся лёгкости и даже легкомысленности - она сложней и глубже прозы. Как мной однажды было сказано: «Поэзия - это путь наименьшего сопротивления, но наивысшего пилотажа», и: «Если проза - это затяжная окопная война, то поэзия - это блицкриг». Стихи открывают нечто большее, чем просто слова. Строки складываются по определённым канонам, местами - довольно узким, и для того, чтобы в них войти - необходимо проделать некую умственную работу. Ведь есть рифма, ритм, размер, аллитерации, аллюзии и прочие замечательные вещи. И в процессе входа в эти узкие врата канона, твёрдые или не слишком твёрдые формы - пишущему стихотворение открывается то, что он изначально не мог и предположить. Слова сами выводят выше и глубже, заносят в такие смысловые слои, в которые сознательно специально и близко не войти. Тут работает та самая спонтанность, которая и создаёт открытия, ради которых и пишутся стихи. Открывается некая энигма, загадка, тайна. В этом смысл и суть происходящего.

Причём, интуитивная поэзия предполагает включение интуиции, как метода свободных ассоциаций, когда следующее слово выхватывается из смыслового поля если не произвольно, то срабатывает первая пришедшая идея, ассоциация, которая практически всегда оказывается и самой верной. Разумеется - при правильном настрое и заданном векторе размышлений. Зачастую весь эвристический перебор и поиск лучших рифм, эпитетов, ударений на нужные слоги и тому подобная поэтическая машинерия - как раз и нужна для того, чтобы подтвердить верность, и даже - истинность самого первого неожиданно пришедшего слова, по возникновению которого так и хочется уверенно заявить: эврика!

Процесс сродни глубокой медитации. Но не на пустоту или пустотность, а охота на нужное слово, идею, замысел, решение, открытие. Да, понятно, что в этом тоже есть элемент суеты сует души, но - вместе с тем и высокий полёт духа: «…И горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход». Кстати, большая часть моего стишочничества вершится в периоды перед сном или после сна, когда сознание ещё несколько пребывает в мире ином, в котором и находится всё самое интересное. И если после сна вспоминаются строки, приходившие перед сном, то их стоит записать, зафиксировать зыбкий образ в жёсткую оболочку письменных символов, а если не вспомнил - то не судьба, туда им и дорога. Память - отличный естественный фильтр, отжимающий воду и выхватывающий самое важное и ценное. Примерно так были написаны все сонеты обоих « Энигматоник», все « Скерцо» - кстати они все целиком вошли в книгу « Энигматоника», да и вся она, её дух, сосредоточена эта этих и близких к ним темах.

Второй по важности темой моего стишочничества является «русская» тема, то, что я называю « Патриотика». В ней я настойчиво, и даже кому-то может показаться - навязчиво применяю все слова с корнем «рус». И делаю это специально и буду делать впредь, поскольку некоторых прямо-таки коробит от всего русского. Здесь я захожу на территорию русского славянского язычества, родноверия, традиционализма, затрагиваю такие стержневые термины, как «Русь», «Род», «Дарна».

Третья тема, плавно проистекающия из предыдущих - это, как ни прискорбно - политика. Такие вещи у меня именуются « Идеологическая диверсия», поскольку зачастую идут вразрез с официозной идеологией. Можно сказать, это гражданская лирика с чётко обозначенной позицией автора.

Остальное не так важно, но кое-что присутствует. Это, в сущности, «лирическая» или « Куртуазная лирика», так сказать - о чувствах, в основном в ироническом ключе, поскольку биологию человеческих отношений я не считаю самой плодотворной и достойной темой для поэтического творчества, есть вещи и поважнее, разве что - продолжение РОДА, но это уже скорее относится к теме под номером два.

Есть и пейзажная лирика, в основном под тэгами « Весна» и « Осень», и опять-таки не без иронических коннотаций. « Гипрестихи» - стихотворения с разъясняющими гипрессылками на особенно важных и значительных словах. « Скерцо», но это уже скорее о форме, нежели о содержании. « Свобода прочтения» - публикация сразу нескольких вариантов прочтения слова, обычно - двух, на выбор читателя. « Пояснительная записка» - стихотворения с последующими толкованиями, почти как толкование сновидений. Кстати, в подобном ключе - буквально построчно - растолкованы все сонеты «Энигматоник», но - устно, на видео у меня на Intuitive Channel.

И наконец, скажем так - последние приобретения - стихи по картинам живописцев прошлого и настоящего (к сожалению - не будущего) « Живописание», а также тексты в жанре « Разговор с памятником», что в свою очередь - говорит само за себя.

Разумеется, все эти деления являются условными, во многих стихах темы суммируются, переплетаются и дают, что называется - синергетический эффект, когда целое - результирующий продукт - есть нечто гораздо большее, чем простая сумма слагающих его элементов.



Концепт, Стишочничество, 21, Дыбр, Визуаль

Previous post Next post
Up