Греческая статуэтка, датируемая рубежом старой и новой эры.
Картинки из ж-ла
aldanov
Похоже на философа-софиста.
Киники появились в 4 в до н.э.,
поэтому тип интеллектуального пройдохи,
способного обвести человека вокруг пальца,
используя самые умные диалектические доводы,
был уже лет 400 как известен в Греции.
Если использовать современные аналогии,
это предвестник Мефистофеля, только еще без романтического высокомерия и "великолепного презрения".
Пока это просто тип выжженного (прожженного) циника с язвой желудка в последней стадии, не нашедшего себе удовлетворяющего места в социуме.
Но добавьте ему немного лоска, европейской культуры, бакенбарды и цилиндр, и получится Чайльд-Гарольд, Онегин-Чацкий-Печорин.
Греки не знали эстетизированной иронии, которую немецкие романтики переоткрыли после Сократа лишь в конце 18го века. Греки сразу видели циническую суть - юмор висельника.
Интересно, что греческие театральные маски, которые мы все знаем с детства, изображают разные уродства, но не содержат ни капли иронии или цинизма.
Так же, как африканские маски, японские изображения актеров, тибетские изображения страшных божеств.
Эти изображения объединяет то, что они архаичны и безоценочны.
Изображать уродливое - еще не значит занимать ироническую, т.е. оценивающую свысока, позицию.
. . . . . . . . .
Terracotta head of a man Greek, 4th century B.C. --- Terracotta grotesque head Greek, 2nd-1st century B.C.
На картинке справа ирония есть, и в этом смысле перед нами предвестник экспрессионизма.
А на картинке слева иронии нет, и перед нами архаическое искусство.