Лекции о современном искусстве, прочитанные два года назад, выложены на видео здесь -
http://teroganian.livejournal.com/251346.html Jсновная тема - роль художника в классике-модернизме-дигитальной культуре.
Ниже мой краткий (и вольный) конспект на 4 страницы.
Искусство как эстетическое удовольствие появилось только в 18 веке.
Искусство в чистом виде появилось только в 18 веке.
До этого искусство всегда имело иные функции, кроме эстетической.
Прежде всего, культовую, сакральную, а также обслуживало статус и память (семейные портреты).
Но в 18 в. Французская революция конфисковала у аристократии и церкви огромное количество искусства, которое нужно было куда-то девать.
Оно составило коллекции музеев для народа .
Так искусство лишилось прикладной сакральной функции и стало предназначаться для чистого эстетического восприятия.
Теперь искусство хочет вернуть себе сакральный статус, тяготеет к нему.
Пример - выставка Ротко, куда люди ходили как в церковь. Они переходили от картины к картине, будто от иконы к иконе.
-------------------------------------------------------------------
Потеря искусством монополии на производство образов.
Если в классическую эпоху производство визуального было делом художников - ограниченного специального класса людей, обученных профессионалов -
то в наше время производство визуального доступно всем.
Современный художник конкурирует с огромным внехудожественным потоком образов - реклама, видео, интернет, медиа.
Искусство проиграло это соревнование.
Никакой художественный образ не может конкурировать с видео Бен Ладена или горящих башен-близнецов.
-----------------------------------------------------------------------
Интернет всех сделал художниками и лишил публики.
Медиальное пространство приватизировано. У каждого есть свое собственное медиальное пространство - блог, сайт и т.п..
Интернет - это не пространство репрезентации, а пространство самопрезентации.
Поэтому благодаря интернету КАЖДЫЙ СТАЛ ХУДОЖНИКОМ.
Уникальны все, миллиарды уникальных художников.
Никто не хочет быть зрителем, все хотят представлять себя самого.
В дигитальной культуре исчезает зритель, а не художник.
Сейчас единственная разница между искусством и неискусством, настоящим художником и ненастоящим - это продажа, т.е. если за искусство платаят деньги.
Этот факт фрустрирует всех - и художников, и критиков.
-------------------------------------------------------------------
Изменение способа легитимации художника в 20 веке.
До 19 века художник легитимизировался через мастерство.
В 20 веке - через трансформацию, через превращение не-искусства в искусство.
Художник был мастером до 20 века, а в 20 веке он становится мистиком, потому что он делает так, что обычный писуар становится произведением искусства.
Он не делает искусство, а превращает в искусство.
В 20 веке силой художника становится способность трансформировать копию в оригнал (одну из миллионов бутылок кока-колы - в художественный объект), уже без опоры на мастерство.
В эпоху модернизма художник уполномочен решать, что будет оригиналом, а что копией.
-----------------------------------------------------
Проблема авторства - неповторимости и уникальности художника.
Тема авторства была центральной для модернизма.
Я делаю то, чего никто другой сделать не может - это месседж Пикассо и других.
Важно быть ни на кого не похожим - этого требования оригинальности в искусстве до модернизма не было.
До модернизма художнику важно было быть не оригиналом, а мастером.
------------------------------------------------------
Все копии превращаются в оригиналы в 21 веке средствами дигитализации.
В 21 веке происходит дигитализация, и все копии становятся оригиналами.
<а любая посредственность приобретает статус творца>
Дело в том, что одинаковых изображений в электронном виде нет, они все разные.
Перевод в электронный вид - это не копирование (как фотография), а исполнение, перформанс по типу того, как по одним и тем же нотам музыка играется по-разному, или одну и ту же пьсу ставят по-разному. А исполнение всегда индивидуально, неповторимо, так что все имиджы становятся оригиналами
До сих пор много говорилось о том, что оригинал исчез, так же как и автор, и остались только копии.
Это положение характеризует 20 век - век фотографии и кино. Это были средства механического копирования.
Однако в эпоху дигитального копирования ситуация меняется.
На компютере невозможно сделать точную копию. Каждый имидж будет отличаться от другого, сделанного на машине другого поколения или настройки.
Теперь копия превращается в оригинал, в неповторимый образ. А все, кто раньше были зрителями (массой), стали художниками в модернистском смысле слова.
-------------------------------------------------------------
Возвращение современного искусства к сакральной функции.
Когда утрачивается разница между произведением искусства и обычной вещью (а это происходит в начале 20 века, когда наступает эпоха ready-made, с Дюшана), возникает озабоченность по поводу сакрального.
И эта озабоченность выражает себя в том, что начинается маркирование визуальных пространств как сакральных.
Музеи современного искусства заменяют церкви.
Сакрализация проявляет себя в том, что копия превращается в оригинал.
<профанические вещи сакрализуются как произведения искусства, по типу того, как простая вода превращается в святую воду в стенах храма>
Как это происходит, описал впервые Кьеркегор.
Впервые копия была превращена в оригинал, когда Христа признали богом среди сотен таких же, как он, проповедников, населявших тогдашнюю Палестину.
Хритос не имел никаких особых признаков, которые давали бы ему примущество перед другими проповедниками.
Выбор его в качестве бога - это акт абсолютной веры.
Гройс сравнивает этот выбор с тем, как банка супа «Кэмпбэлл» превращается Уорхоллом в произведение искусства. Одна из миллионов банок становится уникальной.
Это выбор оригинала из массы копий ВНЕ КРИТЕРИЕВ ВИЗУАЛЬНОГО РАЗЛИЧИЯ.
Выбор Христа - это абсолютная религия, она находится вне рациональных критериев, это вера в чистом виде.
А выбор банки супа в качестве проиведения искусства вне визуальных различий - это акт абсолютного искусства.
Это тоже сакрализация, акт веры. Художник говорит - эта бутылка кока-колы - произведение искусства, и этого достаточно.
Значит, художник - это особенный человек, пророк, который наделяет обычные вещи сакральным смыслом, <превращает ничтожное в великое, некрасивое в прекрасное, дешевое в бесценное и т.п.>
Когда копии превращаются в оригиналы, обычные вещи - в произведения искусства, искусство становится абсолютным.
-----------------------------------------------------------------------
Фотография в нашей культуре играет роль оригинала, а картина - роль копии.
Почему верят фотографии, рентгену, видеозаписи, но не верят картине (например, в судебной практике)?
Ответ на это чисто религиозный.
Главный аргумент - НЕТВАРНОСТЬ фотографии или видеозаписи.
Подразумевается, что фотография - это отпечаток реальности без участия человека.
Первая фотография - это Туринская плащаница.
В семиотике различают разные типы знаков. - символ и индекс.
Символ - это миметическое изображение, копия
Индекс - это отпечаток
Например, отпечаток пальца - это не изображение, и именно отпечаток.
Икона - это не картина, а «фотография» Христа.
Т.е. она делается как бы без участия человека
<это не творчество, а откровение>
Религиозный предмет как бы сам себя репродуцирует, вне воли художника.
--------------------------------------------------------------------
Модернизм как еще одна волна иконоклазма <поругания святынь>
Было несколько эпох иконоклазма.
1. византийский - запрет икон в 8-9 веках
2. протестанский - уничтожение икон протестантами
3. коммунистический - уничтожение икон в советской России
4. уничтожение коммунистических икон в Восточной Европе
В прежней культуре процесс шел циклами «разурушение икон - создание новых».
Но начиная с эпохи модернизма само разрушение становится иконой.
Разрушение - это икона нового, модернистского мира
В модернизме разрушение совпадает с созиданием.
Кубизм, с которого начинается модернизм - это разрушение миметического образа
Модернизму не нужна новая икона, новый синтез, новая позитивность.
Для существования модернизма достаточно самой негации.
При этом не создается пустоты, а создается «картина разрушения» -
Разрушение башен-близнецов, черный квадрат - это тоже картины, а не отсутствие картины
Как бы далеко ни заходило разрушение, картина разрушения все равно остается и становится иконой нового времени
-----------------------------------------------------------------------------
Что изображает модернизм на своей иконе.
Ответ - материальность.
Модернизм выдвигает на первый план материальность эстетического знака. Для этого он разрушает миметическую иллюзию.
Если классическое искусство делало все, чтобы мы забыли, что перед нами картина, а не реальность -
то модернизм, наоборот, показывает, то перед нами не реальность, а картина.
В классической картине, глядя на корову на лугу, зритель впадает в самозабвение.
Он забывает, что перед ним холст, краски, забывает сделанность этой вещи - он видит только корову.
Чтобы вы увидели вместо коровы краску и холст, нужно остранение.
Например, нужно, как это делает Франц Марк, нарисовать эту корову синей.
Или раскроить ее на геометрические фигуры, как это делает Пикассо.
Итак, модернизм разрушает миметическую иллюзию, чтобы выявить скрытый материализм и технические основания картины.
---------------------------------------------------------------
Тренд современного искусства от пространства - к времени.
Современное искусство движется от вещи к процессу, от материального, идентичного образа - в область перфоманса. Нет визуального, а есть визуализация.
Начиная с перфоманса 60-х годов пластические искуства начинают уходить от пространственной материальности в область нематериального - они начинают тематизировать не пространство, не вещность, как раньше, а время, процессуальность. Искусство дематериализуется и все больше тематизирует время.