Благодаря русским поэтессам средней руки можно отрефлексировать важный женский сценарий "вечно-отложенного совершенства".
Почему средней руки -
потому что эти поэтессы более четко артикулируют идеи.
Кроме того, великие русские поэтессы не были вполне женщинами.
Ахматова, Цветаева - это не женщины, а халифы, их судьбы вполне мужские, они платили по-мужски за все, что совершали.
Но вот если взять, к примеру, Веронику Долину, у нее мы легко найдем тот сценарий, который я хочу описать - сценарий вечно отложенного совершенства.
Сценарий такой.
1. Русская женщина черезвычайно близка к совершенству
Она постоянно общается с высшим миром
самое близкое ей самоопределение - птица
(действительно, какая русская женщина не считает себя птицей?
какая русская женщина не считает себя магом?)
Она точно знает дорогу к совершенству, ясно ее видит,
для нее это никакая не трансцендентность, как для мужчины,
а самая что ни на есть имманентность - самая близкая и знакомая вещь.
Вот как Долина пишет об этом -
"А что говорить про дело -
Об этом разные толки,
Но я бы давно продела
Себя сквозь ушко иголки"
Она говорит о своей близости к совершеству (сквозь ушко иголки)
---------------------------------------
2. Однако русская женщина никогда не достигает совершенства, к которому так близка.
Она добровольно отказывается от него.
И собственно ее пожизненная саморефлексия - это рефлексия на тему "я могу летать, но не стану"
Почему?
Потому что она приносит свое совершенство в жертву любви.
-------------------------------
3. Тема любви, которой приносится в жертву совершенство, имеет два аспекта.
Первый аспект.
Женщина приносит себя в жертву тем, кто ее любит - своим детям и своим мужчинам.
Она знает, что они нуждаются в том, чтобы она согревала их своей любовью.
Это касается не только детей, но и мужей.
Она его согревает, а он летает - такой расклад.
Она знает, что ее съедают, выпивают, - она постоянно напоминает всем об этом - но она добровольно отдает себя на дойку.
За этим стоит бесконечная жалость, сострадание - "они без меня пропадут".
Вот как пишет Долина -
"Неразрывные мои сети,
Невозможное моё бегство,
Там на даче спят мои дети,
Там на даче спит моё детство"
Как тут не вспомнить и ахматовское -
"пусть камнем надгробным ляжет
на жизни моей любовь"
Или из русской песни -
"я б никогда не полюбила,
но как на свете без любви прожить"
Или у Валентины Телегиной -
"Переболи, душа, перестрадай
все, что тебе назначено заране.
Как хочешь, а судьбе свое отдай -
оброк любви и барщину страданий".
Любовь - это некая неизбежная и, в общем, бессмысленная энергетическая утрата. Об этом постоянно говорят русские поэтессы.
Если для мужчины любовь к женщине - это удовольствие и награда за его успех,
то для женщины любовь к мужчине - это жертва в знак отказа от своего успеха и удовольствия.
Женщина знает, что, если бы она позволила своему эгоизму взять верх и прекратить это доение,
то ее энергия дала бы ей такой толчок, что летать ей было бы гораздо проще, чем ходить.
Но она этого не делает из сострадания к близким.
В результате женщина ВСЕГДА испытывает чувство превосходства по отношению к мужчине, который летает благодаря ей.
Это превосходство кажется незаслуженным, потому что она-то сама отнюдь при этом не летает, а наоборот, стареет, дурнеет, полнеет, стервенеет.
А чувство превосходства при этом не проходит.
Второй аспект.
Казалось бы, если у женщины нет этих "вампиров", она может осуществить свой эгоизм, летать и наслаждаться собой.
Однако, как ни странно, она этого не делает.
Почему?
Она боится проклятия Лилит.
Женщина делает все, чтобы стать донором и найти тех, кто будет ее доить.
Потому что если она это не делает, ей кажется, что она дьяволица,
что она не умеет любить, а это страшный грех, записанный у нее в подкорке с помощью специального чипа.
Эгоизм, столь естественный для мужчины, женщине представляется смертным грехом.
Поэтому она стремится потерять свою свободу как можно быстрее и успокоиться на тему, что она может любить, отдавая себя.
А потом всю жизнь испытывать превосходство по отношению к мужчине, зная, что он-то летает благодаря ей, а вот она могла бы летать совершенно независимо от него.
Могла. Но не стала.
И периодически напоминает мужчине и самой себе, что она - никогда не летавшая, но птица.
Вот как пишет об этом Долина -
"Я сама себе открыла,
Я сама себе шепчу:
Я вчера была бескрыла,
А сегодня полечу.
Как ни грело всё, что мило,
Как ни ластилось к плечу,
Я вчера была бескрылой,
А сегодня полечу.
То ли дело - эта сила,
То ли дело - высота,
Я вчера была бескрыла,
А сегодня я не та.
…
Как ни мучились, ни звали,
Кто остался на лугу,
Я вчера была бы с вами,
А сегодня - не могу."