В этой экспозиции представлены объекты из Стамбульского Архитектурного Музея, представляющие христианское искусство в Константинополе.
Все фотографии из ж-ла
pankrat_v Начало визуального путешествия представлено фрагментами.
Парадокс восприятия состоит в том, что фрагмент не только не урезает удовольствие, но позволяет обрести целостность эстетического впечатления, т.к. включает воображение.
Этот эффект используется в абстракционизме и коллаже.
Из часовни св.Франциска в Константинополе. 13 в. Фрагмент фрески.
Богородица Оранта, 11 век.
12
Фрагменты мозаики.6 в.
__________________________________________________________________________________________
Следующий этап визуального путешествия представлен не фрагментарными, а сохранными изображениями.
Монограмма Христа. 6 в.
Сретение. 6 в.
Серебряное блюдо с изобр. Евхаристии. 6 в.
Христос Добрый Пастырь, 4 в.
Святой Меркурий, фрагмент фрески. 13в.
______________________________________________________________________________________________
Удивительный эффект этого визуального эксперимента состоит в следующем.
Чем ближе к концу экспозиции, тем болtе фиксированным становится восприятие, направляемое все более рациональным и жестким маршрутом формы.
Результатом этого является последовательное ОБЕДНЕНИЕ эстетического впечатления.
Наиболее богатое впечатление дают фрагменты.
Затем, по мере того, как появляются произведения с большей сохранностью, где гештальт уже заполнен деталями, впечатление начинает вытесняться готовыми формами.
От одного произведения к другому восприятие и активная работа воображения сводятся к минимуму, заменяясь директивной констатацией готовой визуальной матрицы.
В самом конце нельзя не заметить, что наиболее целостное изображение, избежавшее потерь (фреска св.Меркурия) приносит НАИМЕНЬШЕЕ УЭСТЕТИЧЕСКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. Притом что оно безупречно по художественному исполнению.
Можно проследить также, что монограмма Христа (орнаментальная абстракция) органично следует вслед за фрагментарными мозаиками, не перебивая наполенности восприятия.
Круглая скульптура "Добрый пастырь" оставляет больше свободы и полноты восприятию, чем последняя двухмерная фреска. Это неожиданно и нуждается в объяснении.
А чеканка на серебряном блюде "Евхаристия" дает больше свободы в формировании эстетического гештальта, чем скульптура. По видимому, здесь условность (изображение на плоскости) верно служит воображению.
Однако почему скульптура меньше закрепощает воображение, чем фреска - не понятно. Возможно, дело в качесвте исполнения. Чем прозрачнее знак, тем свободнее в нем дышит дух.
--