Вопрос, конечно, провокативный.
Я ведь психолог и в священники не собираюсь, да и нельзя женщине у нас.
Но если рассудить здраво - церковь выбрала более короткий путь.
Ибо церковь утверждает исходную аксиому: Ты грешен. И список твоих грехов известен, их всего семь, так что ищи себя в этом списке.
И твоя обязанность - регулярно каяться, ибо ты никогда не достигнешь такого состояния, когда перестанешь быть грешен.
А если тебе вдруг пришло в голову, что ты достиг безгрешности -
тогда ты не просто грешен, а архи-грешен, ибо это гордыня - самый тяжкий из грехов.
Как говорится, поздравь себя, нарцисс несчастный.
Хотя, надо признать, гордыня до конца неискоренима, и в церкви она лечится так же трудно, как нарциссизм в психотерапии, т.е. почти никак.
Но все же - насколько проще ситуация. Ведь весь психоанализ построен на работе с сопротивлением. А здесь - никакого сопротивления.
Или у Мелани Кляйн - только и читаешь:
- Клиент был шокирован, что у него есть эта отщепленная часть (зависть и агрессия), и интеграция этой части привела к депрессии
Бедняжка! А он что, хотел, чтобы стало весело?
То ли дело в церкви - никакаго шока.
Если ты пришел в церковь - то зачем ? Убедиться, какой ты классный? Нет, покаяться, признаться, какой ты неклассный.
А к психотерапевту пришел - действительно, убедиться, какой ты классный.
И надо начинать работать с твоим сопротивлением осознанию того, что вовсе ты не классный. Вот они, твои грехи, отщепленные твои части, кушай давай, интегрируй.
И не жалуйся, ибо это участь человеческая, всеобщая.
----------------------
Сергеева Ольга-София