Альтернативное "лицо" Сантьяго Калатрава, больше напоминающее....

Jan 10, 2014 03:04

Я никогда не понимала величия архитектурных творений Сантьяго Калатравы. Нет, в денежном эквиваленте - да, тут чевоуж. Чего тут не понимать, бабки великие.

А вот артистический момент в железобетонно-трубной архитектуре от меня ускользает, подлец, как ни пытаюсь поймать.
Ладно, признаю, фотки всех этих гнутых поверхностей хорошие иногда выходят, такой кагбэ гибрид самогонного аппарата с лунным кратером, это если здание новое. Потому что попозже, когда уже всё пошло трещинами и отвалился кусок, нуу вот как совсем недавно от Palau de les Arts, то всё, кердык, уже и фоток не выйдет приличных.

Palau de les Arts, кстати, закрыт на весь сезон, решают чего делать с ошибками в конструкции и отклеивают мозаику. Вроде бы, великий архитектор предложил лично починить. Неясно только, как так получилось, что будучи он же главным ответственным за строительство, оное претворилось в жизнь некачественно. Очередное судилище.



Впрочем, Калатраву этим не удивишь, не в первый и не в последний раз, как говорится.

И пошлой критикой его тоже нелегко напугать, он выше. Настолько выше, что решил перебазировать свои миллионы в Швейцарию, как раз когда его стране - Испании, богатые люди с вложениями совсем не лишние. Но Дон Сантьяго выше этого, он космополит. И легко забыл, что именно испанские гос-учреждения дали ему заказы на общую сумму 1.900 миллионов евро, ибо материальное ему чуждо, артисты всё время парят....

А бренную землю попирают те, кому приходится с ними работать. Нередко, они и едят эту самую землю от злости, поскольку поймать парящего артиста за яйца и закопать, не представляется возможным технически.

История моста Zubizuri (Бильбао).

30 мая 1997 года, в Бильбао торжественно открыли мост Субисури, нынче именуемый в народе "мост Калатрава", призванный стать одним из символов обновления города.

Неизвестно кто куда смотрел раньше, но вскоре после торжественной церемонии выяснилось, что по мосту нельзя ходить.
Дело в том, что он пешеходный, со стеклянным полом. Причём, это не простое стекло, а творческая находка - оно невероятно скользкое и, как только несколько капель влаги попадает на сие нетленное творение, мост превращается в смертельную ловушку, для пенсионеров - в особенности.



Артисты, они такие необъяснимые затейники! В Бильбао, где дождь - совсем нередкое явление, строительство моста с подобным покрытием, может быть расценено как насмешка. Но, конечно же, архитектор ничего такого не хотел, он просто абстрагировался от места и времени.

Настолько, что мост вёл в никуда. В буквальном смысле. Нет, задуман он был как соединяющий центр с районами за рекой, но авторский замысел ушёл куда-то в другую сторону.
А точнее, в никуда.
И, чтобы это было хоть куда-то, мэрия Бильбао постановила отпилить одно ограждение и добавить ступенек. Нууу, чтобы это всё можно было хоть как-то использовать.
К тому же, добавили рампу для инвалидных колясок, творец про это забыл.

Калатрава незамедлительно устроил истерику, обвинив муниципалитет в обезображивании своего исторического творения, и подал в суд.
Приставку убрали, но, так как мост был страшно неудобным, как ни посмотри, в 2006 году городские власти обратились к японскому архитектору Arata Isozaki (чтобы не связываться опять с Калатравой), попросив его добавить переход на одну из больших улиц, с рампой доступа инвалидам.



Калатрава опять подал иск на три миллиона евро, за авторские права и интеллектуальную собственность.

Впрочем, адвокаты мэрии тоже не зря свой хлеб едят. Они представили документы о рекордном количестве несчастных случаев на мосту, о том, сколько стоит в год содержание стеклянного пола (он оказался ещё и хрупким), включая стоимость ковра, который пришлось там постелить, чтобы люди прекратили падать - бяки!

Да-да, у нас единственный в Европе мост с ковровым покрытием на открытом воздухе.



Долго судили да рядили, ибо первый судья вынес решение в пользу муниципалитета и позволил достроить переход, но на втором суде по апелляции, решение было принято в пользу Калатравы, которому дали.....30.000 евро, вместо желаемых 3 млн.

А вот это - мост Вистабелья в Мурсии. Там тоже это чёртово стекло, но дождей меньше. Однако, бьётся, зараза. Стоимость каждого стёклышка - 240 евро, а менять их надо оооочень часто, уходит 100 тысяч евро в год, на это дело. Вроде, положат ковёр, говорят, воспользуются накопленным опытом.



Зато, в прошлом году, Калатрава наконец-то закончил наш аэропорт, открытый в 2000м году - достроил крышу над залом ожидания. В нашем климате, знаете-ли, незаменимая вещь.

В общем, поговаривают, что когда мэр Бильбао - Иняки Азкуна слышит фамилию Калатрава, у него поднимается давление и пропадает аппетит.
Но он ещё дёшево отделался.

История шведского небоскрёба Turning Torso.

Эта леденящяя душу история, правдивая, к несчастью, случилась в 1999 году в городе Мальмё .
Все факты и подробности отражены в документальном фильме Фредрика Герттена «Социалист, архитектор и Turning Torso», весьма наглядно.

Башня, представляющая собой параболическое строение нереальной красоты, должна была стать одним из кульминационных моментов в карьере Калатравы и, по замыслу социал-демократов, символом шведского Благополучного Государства, где все хорошо живут.
Подрядная компания HSB, возглавляемая социалистом Johnny Örbäck, не устояв перед обаянием великого архитектора, заказала ему творение, задуманное не как офисное здание, а как жилой комплекс недорогих квартир.
Именно недорогих, поскольку стать символом за миллионы может каждый.

По мере реализации проекта и в процессе строительства, Калатрава пребывал в состоянии творчества постоянно, как артисту и положено.
Артисты, они же такие....Ой, да что там говорить!
Он постоянно что-то менял, креативные капризы не знали границ, раздувая смету. Далее выяснилось, что в расчётах и закладке фундамента имеются ошибки, которые необходимо, естественно, устранить.




Потом обнаружились проблемы со структурой здания...75 процентов металлических конструкций были дефектными.
Сумма расходов доросла до устрашающих цифр, Калатрава благосклонно кивал, а подрядчик худел, терял сон и покой.



Кульминация не заставила себя ждать: когда стоимость строительства переросла астрономическую сумму в 40 миллионов шведских крон, подрядчика отдали под суд, компания HSB разорилась и закрылась, а Калатрава закончил строительство с другим подрядчиком, превратив «социал-демократическую башню» - символ, в здание с квартирами супер-люкс для миллионеров.

История Дворца Конгрессов в Овиедо.

И на старуху бывает проруха.
Даже самые рьяные фанаты великого архитектора, смутно опускают глаза и неопределённо смотрят вбок, при упоминании Дворца Конгрессов.
А уж жители Овиедо, так просто в восторге.



Все здания Калатравы дорогостоящи и с обилием бесполезного пространства («сталинские» дома в Москве - просто детские игры, в сравнении), но, по крайней мере, некоторые кажутся населению красивыми.

А вышеупомянутй Дворец - страшнее атомной войны. Журналисты сравнивают его с «гиганским осьминогом в гараже» или «ужасным космическим кораблём, похищающим город», право же, великие творения всегда стимулируют воображение!
Втиснутое среди блоков дешёвых квартир, здание, к тому же, имеет существенные недостатки конструкции. Само собой, строительством руководил мастер лично.



Дворец обладал новомодной "мобильной" рампой - следствием не выдержавших веса стальных соединений и, однажды, всё это рухнуло, 3 человека пострадали. Теперь там ржавчина повсеместно и куча пустых помещений, которые власти не знают куда приспособить.



О стоимости этого архитектурного монстра благополучно умолчим, деньги-то народные. Строительство велось с 2003 по 2011 год, так что сумму лучше к ночи не поминать.
Впрочем, жителям Овиедо всё-таки удалось отсудить у Калатравы 3.5 миллиона евро, за ошибки в расчёте конструкции, это утешает. Но он подал апелляцию.

Можно долго и нудно продолжать.

Венецианцы судились с великим архитектором из за Моста Конституции, смета которого была утверждена на 3.8 миллиона евро, тогда как реальное строительство обошлось в 11 миллионов.
К тому же мост движется. И это нельзя починить, нужно постоянно производить работы, чтобы он не рухнул. Почему? Конечно же, ошибки в конструкции, которые, не смотря на затянувшееся на 6 лет строительство, устранить не удалось.

Винодельня Ysios в испанской провинции Риоха судилась с Калатравой из за вульгарной, но постоянной протечки потолка. Там капает. И всё ржавеет. А в разумные сметы наш великий укладываться никогда не умел.

Голландцы судятся из за трёх мостов, поржавевших уже через год после инаугурации, стоимостью около 50-ти миллионов евро каждый.....

Валенсианцы, кстати, судятся не только по поводу театра Palau de les Arts, есть ещё мост L`Assut de l`or, ну как же - мост, визитная карточка Калатравы! Смета, утверждённая на 23.2 миллиона евро, к концу строительства доросла до 59 миллионов, причём на мосту пришлось устанавливать незапланированные светофоры - архитектор не учёл, что изгиб влияет на видимость, и, после пары смертельных ДТП, власти решились подпортить светофорами бессмертное творение.

Потрескавшийся концертный зал на Тенерифе, аэропорт Дэнвера, мост в Далласе.... Что ещё припас нам великий мастер?

Возможно, он опять попытается продать кому-нибудь свой проект-монстр оперы в Люцерне, который уже пытался продать правительству Балеарских островов, немного причепурив, после того как Люцерна отказалась?

Или создаст что-то новое, неустанно пополняя список Calatrava Greatest Shits?

люди, осторожно испанцы

Previous post Next post
Up