Что такое
M-Audio DirectLink? Это некий отдаленный и упрощенный аналог
Novation AutoMap для серии midi-контроллеров M-Audio Axiom/Oxygen.
Обе технологии позволяют управлять с аппаратного контроллера DAW ("микшером") и загруженными VST-инструментами (Automap - еще и эффектами), а также выводить в реальном времени информацию по изменению контроллируемого параметра (или параметров - в Automap) на индикаторы контроллера.
ВНИМАНИЕ! На 50% это - Fail Story. Подключить в Cubase получается лишь частично, в MixerMode.
DirectLink работает (официально) со следующими DAW:
- Ableton Live 8.0.9 and later
- Apple GarageBand '08 & '09
- Apple Logic Pro 8.x and later*
- Pro Tools M-Powered 8.0.1 and higher
- Pro Tools LE 8.0.1 and higher
- Pro Tools SE 8.0.3
- Propellerhead Reason 4.x**
- Steinberg Cubase 4.5.2
- Steinberg Cubase 5.x***
Что умеет DirectLink? Рассмотрим его возможности применительно к Cubase.
Если DirectLink настроен в кубе правильно, после его запуска происходит следующее:
* контроллер Axiom переходит в режим DirectLink
* при этом группа фейдеров (слайдеров) F1-F8 переходит по-умолчанию в режим Mixer Mode (управление громкостью 8-ми треков + мастер F9)
* при этом группа энкодеров (крутилок) E1-E8 переходит также в режим Mixer Mode (управление панорамированием 8-ми треков)
* на экране клавиатуры Axiom пишутся 5 первых букв названия трека и цифра - текущая громкость трека
DirectLink - Mixer Mode
Во-первых под каждым фейдером есть кнопка F10-F17. Щелкнув одну из первых 8-ми, мы выбираем в кубе текущий активный трек (инструмент), что позволяет быстро переключаться между загруженным треками (инструментами) без клавиатуры, мыши и монитора. Девятая кнопка F18 переключает первые 8-мь кнопок в режим управления режимом Mute, Solo, Record. Режим меняется после каждого нажатия, одновременно с этим на экране высвечивается название режима.
Также можно переключать треки кнопками "Track <" и "Track >". В режимах Mixer Mode-Mute/Solo/Record кнопки F10-F17 задействованы, поэтому выбрать ими трек уже не получится.
DirectLink - Instrument Mode
Кнопка "Inst" переключает режим с Mixer Mode на Instrument Mode. Это в теории позволяет управлять параметрами *инструмента* (!) почти как в Automap. При этом можно "двинуть" фейдер/энкодер с нажатой кнопкой Shift. (у меня не получилось, все равно изменяет) Это позволяет посмотреть какой параметр назначен на данную ручку и его значение без изменения.
В режиме Instrument Mode кнопка F18 позволяет временно переключить фейдеры F1-F9 и кнопки F10-F17 в режим микшера, оставив энкодеры E1-E8 в режиме инструмента. Хотя это и очевидно, я повторюсь - это позволяет одну группу контроллеров держать в режиме контроля микшера, а другую - в режиме контроля инструмента. В Novation Automap (по крайней мере, в не-Pro версии) такого у меня сделать не получалось. Круто, было бы удобно если бы не косяки с самим Instrument Mode, об этом - ниже.
Также полезны кнопки Patch (стрелки вверх-вниз), кнопка Mute (c Shift она же - Solo). Первая позволяет сменить пэтч (программу) текущего инструмента, вторая - перевести текущий трек в режим mute/solo. Конечно же, смена пэтча как всегда работает лишь для 25% от всех синтезаторов. Уж не знаю почему производители VST так недолюбливают стандартный MIDI Program Change, в 75% синтезаторов этот параметр не реализован. Где работает - удобно.
Нажатие кнопки "Inst" с удерживанием вызывает окно текущего инструмента. Работает, удобно.
Бочка дегтя, или vstxml
Теперь - бочка дегтя, делающая всю эту концептуальную красоту бесмысленной и бесполезной в реальном мире (по крайней мере, в Cubase, а Pro Tools/Logic у меня нет). Главный минус технологии управления внутренними параметрами VST-инструмента в том, что он использует для сопоставления аппаратной ручке и параметру VST-инструмента файл VSTXML, часть технологии VST3, без этого файла будут доступны лишь первые 23 контроллера (чаще всего, наименее важные), назначенные случайным образом на аппаратные контроллеры, причем без соответствия типа параметра - типа контроллера. К примеру, кнопка может быть привязана на тонкую подстройку осцилятора (Osc 1 Freq Fine Tuning), тогда если кнопка будет нажата, то мы получим "-63 процента", когда отпущена, то "+64 процента". Если вы найдете хотя бы ДВА контроллера назначенные на подходящие параметры в VST, считайте - повезло. По умолчанию мапится примерно вот так:
энкодер E1 - параметр 0
...
...
энкодер E8 - параметр7
фейдер F1 - параметр 8
...
...
фейдер F9 - параметр 16
кнопка F10 - снова параметр 16 (ничего страшного, просто помним об "особенности" последнего фейдера F9 и его кнопки F18 и не берем их в расчет)
...
...
кнопка F17 - параметр 23
кнопка F18 - не маппится, т.к. переключает режимы этой группы между Mixer Mode и Instrument Mode
Так как это безобразие можно изменить? Давайте попробуем создать этот .vstxml файл. Зачем его создавать? Да потому что редактора .vstxml в природе не существует! Все правится в "блокноте".
Вообще, попробуем разобраться, какие плюшки нам даст создание .vstxml. Этот файл позволяет
- группировать параметры
- указывать их тип
- переименовывать их
- давать им короткие псевдонимы ("ShortName" ура! ура! да здравствует дальновидная Steinberg в далеком 2008-м позаботившаяся об обратной связи!)
- указывать граничные значения, шаг изменения
- давать значимые имена диапазонам изменения параметров. К примеру, есть у нас параметр Osc1Form, управляющая, ясное дело, формой сигнала. Если хочется видеть при изменении параметра на экране аппаратного контроллера не 0...127, а Sin, Saw, Pulse и т.п., массив этих имен с привязкой к диапазону тоже можно прописать в .vstxml
Итого, мы имеем отличную технологию, призванную облегчить работу создателям аппаратных миди-контроллеров в т.ч. с обратной связью. Правда без редакторов. Редакторы производитель железки должен был бы написать сам, как это сделала Novation. Да-да, а вы думали, для чего AutoMap создает копию Vst-инструмента с префиксом "(Automap)". Правда, .vstxml файл в папке с .dll-кой не создается, он "упаковывается" в новую .dll.
Хорошо. До сей поры - это стакан дегтя, но никак не бочка. Где же бочка то? А бочка в том, что начиная с Cubase 4 файл .vstxml не подцепляется, в обновленных SDK отсутствует утилита генерации этого файла из dll-ки, а на форумах кубейза персонал не отвечает ни на какие вопросы посвященные слому .vstxml. Эмбедить .vstxml в dll я пытался, результата тоже нет. Вот и бочка - прекрасная технология, которую саботируют создатели. Расследование я провел, а скандала нет. Всем все равно. Мол покупайте Pro Tools/Logic, там можно назначать параметры графически средствами DAW.
Также по поводу Axiom MK2 мне совершенно неясно, почему производитель забросил редактор темплейтов контроллеров Enigma (в первой версии Axiom редактор работал и был очень удобен). Без компьютерного редактора править параметры приходится целиком с клавиатуры. Уверен, многое из того что было доступно из "энигмы" с клавиатуры просто не изменить.
Пятиминутка конспирологии.
Давайте сопоставим факты. Привожу их БЕЗ соблюдения хронологии, манипулируя вашими эмоциями. Но без искажения сути.
- Novation выпускает серию контроллеров Remote SL и создает для них технологию AutoMap
- M-Audio выпускает серию контроллеров Oxygen/Axiom и создает для них технологию DirectLink (и HyperLink для серии Pro)
У обоих контроллеров есть обратная связь, 8 ручек, 8 фейдеров. У Remote SL правда, лучшая обратная связь (гигантский экран на котором виден одновременно каждый управляемыйпараметр без необходимости что-то переключать), также у Remote SL кроме "бесконечных" энкодеров есть "pots", "конечные" потенциометры, что нелишне.
Это конкуренты. Они должны бороться между собой, делая продукт лучше, заручиться поддержкой производителей софта, в т.ч. Cubase. Разрабатывать свой софт, редакторы и т.п.
Далее
- Novation делает редктор для Automap бесплатным, все правки производятся через удобный редактор
- M-Audio делает ставку на .vstxml для Cubase вместо редактора, превращая DirectLink по сути, в "черный ящик", где все работает волшебно (или не работает никак)
Оба контроллера способны работать как в режимах Automap/Directlink (интеграции с DAW), так и "автономно", используя прошитые во внутреннюю память темплейты (20 темплейтов в аксиом, 40 в remote). В автономном режиме устройства - просто MIDI-контроллеры, без обратной связи.
Далее
- Novation делает бесплатным редактор темплейтов
- M-Audio выпускает бесплатный мощный редактор темплейтов Enigma
Проходит пара лет, и пока инженеры и руководство M-Audio спят на лаврах ситуация меняется
Что мы имеем сейчас
- Novation - лидер в производстве интегрирующихся решений для студии/лайва/мастер-контроллинга всего и вся по MIDI/Automap (про Mackie пока забудем, ок?)
- Steinberg (получив откаты от Novation, ага!) ломает vstxml, делая невозможным правку параметров вручную, прячет SDK за семью печатями и убирает из него vstparamtool.exe
- между делом наметившийся было конкурент в лице аппаратного контроллера с интеграцией Native Instruments Kore уходит со сцены, занимаясь диджейской Maschine, целиком освобождая сцену мультифункциональных control surfaces на откуп Novation
- M-Audio бросает поддержку редактора Enigma, оставляя Axiom MK2 СОВСЕМ БЕЗ редакторов
Вы скажете, что все это надумано, но несенсационно. Где скандалы и расследования? А вот они...
2012 год
Быть может, M-Audio уже в далеком 2009-м продалась Novation, договорившись освободить нишу? А пользователи Axiom остались не у дел без редактора темплейта и нормальной технологии интеграции с DAW/VST.