Лекция Александра Воронова о практике ДКВ

Jan 30, 2015 17:00

Оригинал взят у be_y_o_u_r_self в Лекция Александра Воронова о практике ДКВ
Осень 2014 г. В Санкт-Петербурге шел дождь, поэтому вместо запланированной практики "Прогулки в дкв" случилась эта лекция. Она многое объясняет о практике деконцентрации внимания, и идет чуть дальше.
"""""Нам же с вами, особенно поначалу, очень важно научиться различать свое воображение и реальное восприятие окружающего мира, реальное понимание того, что происходит. И вот, эти наши прогулки как раз и рассчитаны на такой контакт с реальностью.""""
***

Тема  о смысле занятий  бесконечная, и мы можем обсуждать различные аспекты практик, но мне хочется в первую очередь сейчас сделать акцент на том, что мы с вами таким образом знакомимся с реальным миром. Очень много сейчас существует медитативных техник, когда вы внутри себя о чем-то медитируете. Люди путешествуют на другие планеты, в прошлые жизни, помогают всему человечеству. И это все прекрасно, и, может быть, даже красиво. Но, к сожалению, в этих занятиях нет возможности проверить реальность тех переживаний, которые вы получаете. Нам же с вами, особенно поначалу, очень важно научиться различать свое воображение и реальное восприятие окружающего мира, реальное понимание того, что происходит. И вот, эти наши прогулки как раз и рассчитаны на такой контакт с реальностью.
            Еще такой момент, что любая практика, когда мы её делаем в отрыве от нашей обыденной жизни, приводит к расслоению нашего состояния. То есть мир начинает делиться на обыденную жизнь, которая зачастую воспринимается как помеха духовной практике, и на медитацию, когда мы переживаем опять же какие-то красивые картинки, и думаем, что мы поэтому очень круты. Крайне важно соединить свою практику с реальной повседневной деятельностью.
            Когда возникает практика? Чем люди отличаются от животных? Одно из самых больших отличий - способность к моделированию, способность к размышлению, которое не связано с конкретным восприятием. И вот эта способность к моделированию, которая у человечества развилась, привела к тому, что мы с вами научились строить дома, делать машины, летать в космос... То есть мы с вами можем придумать некоторую модель, которую затем, удерживая в своем сознании, способны воплотить в виде какого-то изделия. И, таким образом, мы оказались в том мире, в котором сейчас живем. С другой стороны, этот навык привел к тому, что большую часть времени мы думаем, рассуждаем не о той ситуации, в которой в данный момент находимся, а о чем-то постороннем. И это позволяет нам прогнозировать наше будущее, прогнозировать какие-то ситуации и события, но, как минус - отрывает нас от восприятия реальности.
            Мы с вами в детстве заучиваем определенные правила поведения, заучиваем определенное восприятие мира, в результате у каждого из нас возникает определенная картина мира. И, далее, уже живем, исходя из этой картины мира. Каждый оказывается внутри этой своей конструкции, из которой он  и исходит. На эту тему, я думаю, рассуждать много не надо. Уверен, что вы уже много на эту тему текстов слышали и сами размышляли. В общем-то, если мы с вами существуем в социуме, если занимаемся какой-то деятельностью, которая нас устраивает, и наше положение тоже нас устраивает, то мы вполне можем этим и удовлетвориться. Но если у нас есть внутренняя потребность, которая возникла или из внешних обстоятельств не очень удачных, или бывает, что такая потребность возникает как естественная потребность, потребность к тому, что называется духовными практиками, к понимаю себя, понимаю мира, то нам тогда с вами желательно восстановить непрерывный контакт с реальностью и, к тому же, всё же интересней жить не в мире иллюзий, а более глубоко и ясно понимать реальный мир. Тем более, что адекватное понимание, восприятие ситуации и реальный контакт с миром приводит к тому, что наше намерение, наша деятельность становится все более эффективной, опираясь на все более глубокое понимание того, с чем мы работаем.
                        Основное свойство сознания, как говорил Владимир Ильич Ленин - это способность к отражению. И наш ум непрерывно занимается отражением и осознаванием всего, что в нашем сознании проявляется. И эти осознавания как раз и фиксируются, а затем воспроизводятся вновь в подобных ситуациях. И через некоторое время мы уже не учимся новому знанию, а начинаем распознавать ситуацию, как похожую, и у нас воспроизводится тот опыт, который у нас был в прошлом. Мы оказываемся в некой клетке нашего предыдущего опыта, которая укрепляется новыми, подтверждающими её пониманиями.
            Механизм нашего мышления таков, что когда мы начинаем о чем-то размышлять, когда мы начинаем моделировать какую-то ситуацию и думать о чем-то, то наш ум, наше сознание, наше внимание увлекаются этим размышлением, а все остальное остается за кадром. И если мы переживаем какие-то эмоции, то наш ум тоже увлекается этими эмоциями, и начинает их продолжать и фиксировать, таким образом фиксируются как положительные эмоции, так и негативные. Соответственно фиксируются как темы для размышлений, так и определенный набор каких-то негативных переживаний или позитивных переживаний, тут что чего перевесит...

Какой выход из всего этого? Буддисты предлагают некий универсальный выход, который заключается в следующем. Наш ум обладает способностью осознать свое присутствие вне какой либо деятельности. И вот этот ход, эта фишка оказывается принципиально важной. И собственно эта способность, когда она становится устойчивой, и называется реализацией, просветлением, или еще какими-нибудь высокими словами. Что при этом происходит? При этом происходит то, что если ум осознает сам себя, то тогда все, что возникает в пространстве сознания мы воспринимаем, как возникающее в пространстве моего присутствия. То есть мы не отождествляемся с тем или иным процессом, который мы
воспринимаем, а мы наблюдаем этот процесс из пространства присутствия, пространства своего сознания.
            Таким образом, наблюдая процессы, не увлекаясь в них, а только наблюдая, мы оказываемся в некоторой независимой позиции, из которой мы можем активно вовлечься в эту ситуацию, или остаться в ней нейтральным. И, наблюдая некоторый процесс из того, что называется чистое присутствие - мы не воспринимаем некоторый штамп по поводу этого процесса, а мы воспринимаем это процесс так, как он есть, так, как он происходит. Наблюдая мир таким образом, мы воспринимаем его в его реальной подвижности, и развивается то, что буддисты называют яркостью и ясностью. То есть развивается яркость, незамыленность, незамутненность восприятия. И эта яркость восприятия приводит к развитию  знания, все
более глубокого понимания того, что мы наблюдаем. Вот этот  процесс и приводит к восприятию реальности,  а не к затиханию ума, как об этом иногда думают, как о результате буддистских практик. Наоборот, такой процесс приводит к максимальной творческой активности сознания, к активности, порождающей новые миры. И наши прогулки (практика прогулок в состоянии дкв) - это начало пути в этом направлении. Это та реальная практика, которая приучает нас двигаться в этом направлении.
            Итак, как нам добраться до самоосознавания ума вне какой либо деятельности? Для этого нам нужно, как минимум, остановить те вербальные процессы, которые у нас непрерывно происходят. Мы непрерывно называем вещи, которые мы видим. Мы непрерывно думаем, проговариваем какие-то вербальные конструкции, которые в нас зафиксированы. И этот непрерывный вербальный диалог, собственно, и составляет основную часть нашей ментальной активности, которая связана с той картиной мира, какая у нас выстроилась. Если мы останавливаем этот вербальный поток,  если мы сидим в
помещении и ничего не делаем - мы оказываемся в состоянии тишины ума и эта тишина ума - это некая модель того ясного изначального присутствия, к которой мы стремимся. Почему модель - потому что и в такой тишине ума все внутренние конструкции, все ментальные процессы, все напряженности внутри нас остаются. Они просто не задействованы. Но все личностные структуры, все что нам присуще в этой тишине ума продолжает присутствовать. И как только мы начинаем какую-то деятельность, как все наши внутренние психологические структуры начинают активно проявляться и работать. Но, тем не менее, эта практика сидения в тихой комнате в тишине ума крайне важна. То есть без такого навыка все остальное превращается в лучшем случае в работу вашего воображения. Когда вы научились таким образом сохранять внутреннюю тишину - вы учитесь проявлять в этой внутренней тишине и наблюдать различную активность своего сознания. Первое, что мы начинаем делать - это оглядываться по сторонам. Мы сохраняем внутреннюю тишину, мы смотрим по сторонам, мы видим различные объекты и мы их не называем.  Такая техника наблюдения окружающей обстановки без называния предметов - следующий шаг в практике.

Сначала внутренняя тишина, затем наблюдение окружающей обстановки без называния. Потому что, как только мы называем предметы, мы начинаем думать штампами.
            Поскольку наше сознание не локально, то в тот момент, когда наше внимание выделяет новый объект - мы прямо на долю секунды воспринимаем состояние этого объекта как оно есть. Следующий шаг - обратить внимание на такое наше восприятие состояний в первый момент выделения объекта из фона. Когда мы этому научились, то, собственно, если все делать в такой естественно-логической последовательности - дальше мы с вами выходим из помещения, идем гулять и уже на улице продолжая сохранять внутреннюю тишину, осознавая окружающее пространство, окружающий мир, наблюдаем  объекты, вокруг нас и воспринимаем в этот первый момент контакта состояние этих предметов, которые нам попались на глаза. Когда мы таким образом практикуем достаточно длительное время, то первое, что происходит - это возникает яркость присутствия. Она проявляется тем, что не только тот объект, на который я смотрю проявляется более ярко в нашем сознании, но и все это пространство, которое я фоном воспринимаю, в какой-то момент тоже начинает проявляться как целое. И весь мир, не только что-то конкретное, на что я смотрю, но и все вокруг становится ярким. Возникает ощущение присутствия мира, присутствия того места, в котором я нахожусь, реального присутствия меня в этом месте. Вот когда у нас возникает этот момент, то это следующий принципиальный шаг в нашей практике.
            Дальше ваша задача - продолжать это делать, и чем дольше вы будете это продолжать, тем быстрее и устойчивее будет возникать состояние присутствия, и оно начинает потихоньку-потихоньку со временем проявляться яркостью и ясностью, как говорят буддисты. Оно начинает проявляться - возникает ощущение яркости бытия и она, эта яркость, становится стабильной и независимой от того, где вы уже находитесь: в красивом приятном месте, в своем доме или на работе. И вот эта яркость постепенно развивается знанием, потому что вы так вот ходите, и вроде как ничего не происходит, просто мир стал стабильно ярким, и вы в нем с удовольствием присутствуете. Вы смотрите на гриб, или на человека или на птичку, и возникает вот это ощущение целостного восприятия его состояния, но оно не развивается в описание. Кажется, что ничего не произошло. Но если вы сами себя спросите про эту птичку или про этот гриб или этого человека, зададите себе вопрос, или кто-то другой вас спросит по поводу этого гриба, то у вас возникает ответ. Он возникает просто как прямое знание. Не как какой-то глюк, не как видение ауры или чего-то еще, а ответ возникает как прямое знание. То время, которое вы проводите в таком присутствии по сути дела и называется реальной вашей практикой, ведущей к проявлению вашей духовности, или вашего целостного единства с миром. Все остальное является подготовительной практикой к этому действию.
            То, что мы с вами сейчас разбирали - это практики, когда вы одна или один, вам никто не мешает, и вы наблюдаете мир в его полноте. Но аналогичным образом мы можем обратить внимание и внутрь себя и наблюдать те активности, те эмоции, те страхи, напряженности, те мысли, которые у нас возникают. Достаточно просто оказывается воспринимать свое эмоциональное состояние, так же как мы воспринимаем состояние мира. Оно начинает проявляться в той внутренней тишине, в которой мы научились стабильно находиться.
Затем точно так же мы можем наблюдать свои мысли, продолжая находиться в этой внутренней тишине. Наблюдая мыслительный процесс, мы оказываемся его хозяином, и можем уже не пережевывать одни и те же вербальные фразы. Сейчас много сериалов, когда люди мыслят стандартными фразами. И, если вы обратите внимание, пожилые люди  многократно проговаривают одни и те же фразы, одни и те же длинные рассуждения, предложения, или воспоминания. То есть что-то фиксируется и начинает воспроизводиться вновь и вновь. Когда вы из внутренней тишины наблюдаете вербальную активность своего ума, то   эти зафиксированности как бы освобождаются,  ум становится свободным. И ваше мышление становится более необусловненным теми штампами, которые у вас были. Мышление начинает направляться вашим намерением. Там возникает некое намерение - описание какого-то объекта, или описание состояния, или намерение сказать текст, или намерение породить ритуал, и это намерение приводит к воспроизведению описания. То есть мышление тоже некоторым образом трансформируется со временем.

Что еще по этому поводу можно сказать. Мы  с вами начинаем с восприятия мира, а затем или параллельно с этим - сохраняя внутреннюю тишину  как основу, наблюдаем свою ментальную активность.  По мере этого наблюдения, как я уже сказал, те штампы эмоциональные или вербальные или какие-то еще, любые структуры которые таким образом проявляются и обнаруживаются - они самоосвобождаются, они перестают быть зафиксированными, перестают нас обуславливать. Ум постепенно начинает очищаться и приближаться к состоянию изначального присутствия, которое и есть результат всех практик.
            Вот такое вот описание.

практика, концентрация, деконцентрация, работа, сенситив

Previous post Next post
Up