Возможно, общий источник. Суфийский или масонский. Почему нет?

Oct 14, 2014 09:12

Оригинал взят у vveshka в Про пиратов и французскую революцию
В прошлом году в нашем издательстве вышла замечательная книга Дмитрия Копелева "Пиратство в XVI-XVIII веках: На острие мировой политики".
Я эту книгу готовила, в том числе подбирала иллюстративный материал. Получила огромное удовольствие - что может быть приятнее, чем повозиться с картинками пиратских карт, заброшенных островов, экзотических гаваней и т.д.

Была там одна иллюстрация, которая у мало-мальски знакомого с историей искусств человека вызывает абсолютно однозначные ассоциации. Я аж ахнула, когда ее открыла.
Речь идет о титульном листе голландского издания "Всеобщей истории пиратства".
"Всеобщая история пиратства" - знаменитая английская книга, автором которой предположительно является Даниэль Дефо, скрывшийся под псевдонимом Чарльз Джонсон. Книга была издана в Лондоне дважды 1724 году, первый раз под названием "Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учиненных самыми знаменитыми пиратами, а также их нравы, порядки и управление с самого их начала и появления на острове Провиденс в 1717 году и до сего 1724 года", второй раз под уже упомянутым названием, под которым она разошлась по всему свету. С этой книги, собственно, и началось все романтическое увлечение пиратством, дошедшее до наших времен.

Уже через год, в 1725-м, книга была издана в Амстердаме, в переводе на голландский язык.
Вот титульный лист этого издания:




А теперь скажите, положа руку на сердце - это вам ничего не напоминает?




"Свобода на баррикадах" Эжена Делакруа. Картина, без которой у нас не обходился не один рассказ о французском искусстве XIX века, в том числе и потому, что это полотно посвящено французской революции 1830 года.

Это действительно воспевающее республику произведение, его символика подробно разобрана, каждый персонаж и объект имеют свой смысл и значение. Причем же здесь столь странные ассоциации с "Всеобщей историей пиратства..."? Не знаю, возможно, все не так однозначно, как представляется искусствоведам. Не зря же картину критиковали в том числе и за слишком натуральное изображение насилия.

Добавлю только, что, насколько я знаю, целиком "Всеобщая история пиратства..." на французском к тому времени издана не была. Вполне возможно, что Делакруа был знаком с голландским изданием.

история, суфизм, язык, искусство, масоны

Previous post Next post
Up