Оригинал взят у
pound_sterling в
Доктрина нелинейной войныЖурнал foreignpolicy напечатал
обзорную статью об одной высокой технологии, в которой Россия или конкурирует на равных, или уже опережает Запад.
Цитаты из
перевода этой статьи (некоторые названия изменены мной):
"... Есть два способа, при помощи которых [НИИ] может доказать свою ценность тому государству, которому служит. Оно может быть по-настоящему полезным (скажем, определяя местонахождение активно разыскиваемого террориста), или оно может вызывать страх, неприязнь и попытки очернительства со стороны противников (скажем, когда на слушаниях в конгрессе его называют серьезной угрозой). Но когда [НИИ] делает и то, и другое, его ценность не вызывает никаких сомнений.
Это ведомство не только продемонстрировало, как Кре[пость] может задействовать его в качестве важного инструмента внешней политики, разрывая страну на части при помощи небольшой кучки агентов и большого количества оружия. [НИИ] показало всему миру, как Кре[пость] намеревается вести войны в будущем. А вести их она будет, сочетая скрытность, диверсии, правдоподобно опровергая факты и с хирургической точностью применяя насилие.
То, что Кре[пость] когда-то считал недостатками [НИИ] - повышенное внимание к ближнему зарубежью, сосредоточенность на насилии в ущерб хитрости и ловкости, а также хулиганская манера поведения (включая готовность заниматься убийствами за рубежом) - превратилось в его достоинства.
Кре[пость] не желает вступать в открытый конфликт с соседями. Вместо этого ... ведется «нелинейная война», в которой сочетаются открытая сила, дезинформация, политическое и экономическое давление и тайные операции.
Возрождение [НИИ] также показывает, что доктрина «нелинейной войны» - это не просто временная мера, ставшая ответной реакцией на украинскую специфику. Именно так Кре[пость] планирует продвигать свои интересы в сегодняшнем мире. ... новые методы ведения войны предусматривают «широкое применение политических, экономических, информационных, гуманитарных и прочих невоенных мер ... дополняемых военными средствами тайного характера», и не в последнюю очередь включают использование сил специального назначения.
В таких конфликтах будут участвовать разведчики, диверсанты, хакеры, разные жертвы обмана и наемники. А это как раз тот набор, который имеется в распоряжении [НИИ]. Даже после вывода большей части спецназа из прямого подчинения [НИИ] это ведомство продолжает командовать элитными силами специального назначения, обученными совершать убийства, диверсии и вводить противника в заблуждение... [НИИ] также продемонстрировало свою готовность работать с самыми разными нестандартными личностями. ... оно подготовило не только «Восток», но и другие отряды из числа перебежчиков - от партизан до бандитов.
То, что фортуна повернулась к [НИИ] лицом, сулит нам такое будущее, в котором на смену угрозам холодной войны с ее планами танковых наступлений придет война нового типа, сочетающая меры по введению противника в заблуждение, тщательное формирование сил союзников из числа местного населения, а также тайные удары спецназа, служащие достижению политических целей...
НАТО, может, и сильнее в чисто военном отношении, но если Кре[пости] удастся разжечь на Западе открытые политические разногласия, проводить тайные и легко опровергаемые операции с использованием боевых сил третьих сторон, а также наносить удары по стратегически важным руководителям и объектам, то совершенно несущественно, у кого больше танков и лучше истребители.
[конец цитаты]
Мои 5 коп:
В целом, статья не содержит аналитику высокого качества, но она дает больше - указывает на главную проблему ближайших лет - спрашивает что сделала Украина, Германия, Европа в ответ на проявившиеся угрозы с Востока. И мой ответ неутешительный: было сделано очень мало.
Вакуум безопасности в Европе
Много лет назад Германия (и Европа в целом) потеряли стимулы содержать свои собственные [НИИ], потому что главный враг Европы - СССР - исчез сам собой, а все вопросы безопасности Европа давно отдала в ведение США. Европа продолжает резать военные расходы, уменьшать самостоятельность и возможности своих [НИИ], снижать численность и вооружение своих армий, будто Америка вечно должна защищать Европу и тратить огромные средства, которые кто-то хочет сэкономить на безопасности.
Шпионский скандал, который разгорается между США и Германией, это признак тупика ситуации с безопасностью в Европе:
- Европе не нравится Америка как лидер в вопросах безопасности, но
- сама Европа не хочет тратить ни деньги, ни усилия, чтобы взять вопросы безопасности на себя.
В результате этого конфликта образуется вакуум, в котором никто ни за что не отвечает, вопросы не решаются, и появляются слепые пятна безопасности Европы.
Независимость и внешнее влияние
В Украине с безопасностью ситуация не лучше. До настоящего времени государство в Украине служит олигархам (есть запрос на перемены, но пока он не реализован). Службы безопасности также как и государство, стимулированы служить олигархам, то есть сиюминутным и корыстным интересам.
Создать службы безопасности как независимые службы, со своими защищенными источниками финансирования и фундаментальными ценностями - это серьезная и долговременная задача. Возможно, в Украине можно построить службу безопасности как профессиональный клан, но сколько времени это займет? А отвечать на вызовы нужно уже сейчас. Поэтому службы подвержены влияниям более мощных центров, то с Востока, то с Запада, постоянно меняются и ценности, и финансирование, и качество службы.
Высокие социальные технологии
Миру продемонстрировали обновленную доктрину нелинейной войны (гибридной, партизанской, колониальной и тд), которую не практиковали в Европе уже лет 100. Мир сначала был в шоке, потом кое-как ответил, а потом обрадовался, что все затихает само собой, без особых усилий. Кризис 2014 в Украине контролировала не Европа, не НАТО, и не Украина, а кто-то другой. И по приказу этого другого кризис стал затихать. А что было бы, если бы приказ был иной?
Кризис безопасности в Европе не остановлен, и будет еще углубляться. Вакуум безопасности будет притягивать внешние силы в Европу и обеспечивать среду для новых подобных явлений.
Очень интересный вопрос: ограничены ли высокие социальные технологии России только русским миром? Сможет ли российский [НИИ] подготовить и провести подобную операцию на другом поле, вне русского мира?
Очень сложно понять, с чем мир столкнулся весной 2014, где следует говорить о качестве российских технологий, а где - о простых случайностях и неожиданных результатах. Чтобы отделить случайности от управляющих воздействий, нужно хотя бы понимать, какие управляющие воздействия применялись и достигли ли они целей. Кто-то вообще занимается этими проблемами в Европе и в Украине? Если нет, то результаты следующих операций могут превзойти самые невероятные ожидания.
...
комментарий
isladeborneo 9 июл, 2014 10:09 (местное)
честно говоря меня очень смущает, когда говорят, что РФ ведет какой-то новый тип войны, или что-то придумала такое новое. вводит кого-то в заблуждение и все такое.
это скорее слова для того, чтобы дать ей (РФ) возможность опомниться, чтобы дать сохранить где-то лицо, не вводить новые санкции, либо вводить, но не такие жесткие. и это не упрек Западу - просто констатация.
а войны наемниками велись еще изпокон веков, и предлоги были надуманные, и на черное белое говорили, и подкупали местных, и использовали их для подрыва.
просто РФ пользуется тем, что она до поры до времени может играть на разногласиях Запада, подкидывать выгодную тему про самооборону и ополченцев - это для западного избирателя, который будет говорить - зачем мы туда лезем и т.д. в общем, даже как-то противно весь этот треш называть новым типом войны - это я о своем впечатлении скорее, а ни в коем случае не вам в упрек.
таким же новым типом войны можно назвать обстрелы Израиля с территории Палестины с крыш школ и жилой зоны.
одним словом - пользуются всеми прелестями информационной эры и левым уклоном.