Оригинал взят у
v_strane_i_mire в
Книга философа Михаила Рыклина о его покойной супруге Анне АльчукЯ хорошо знал Анну Альчук и Михаила Рыклина.
Правда, общался с ними, в основном, много в конце 80-х - начале 90-х.
Мы несколько литературных вечеров провели вместе.
Потом долго не пересекался с ними.
Они много ездили по заграницам и жили там подолгу.
Иногда встречался на разных выставках и тусовках уже в 2000-х годах.
http://www.kommersant.ru/doc/2449094 «Пристань Диониса» Михаила Рыклина и другие книги недели
Выбор Игоря Гулина
18.04.2014, 00:00
Михаил Рыклин - известный философ, культуролог, глубокий исследователь тоталитарных обществ. Это знание стоит держать в памяти, берясь за его новую книгу, но сама она - совсем о другом. "Пристань Диониса" - рассказ о жене автора Анне Альчук. Не то чтобы воспоминания, скорее опыт радикальной откровенности, на первый взгляд - не предназначенной для стороннего читателя.
Художница, поэт, арт-критик, феминистка, антивоенный активист, Анна Альчук погибла в Берлине в 2008 году. По всей видимости, покончила с собой. Альчук ушла из дома, тело выловили из реки только через три недели. Была версия об убийстве. За пять лет до этого внезапно для самой себя Альчук стала одной из обвиняемых по делу о выставке "Осторожно, религия!" - первой весточке только начинавшейся в российском обществе ультраконсервативной волны. Тогда ее оправдали, но не имевшая даже отношения к организации выставки в Сахаровском центре Альчук превратилась в главную мишень для "православной общественности", угрозы продолжали поступать еще долго. Как считает ее муж, атмосфера травли привела ее к депрессии, бегству из России и в итоге - к смерти.
Читать книгу, в которой Рыклин рассказывает, как все это произошло, невероятно тяжело. Не только потому, что речь о настоящей трагедии - такой, каких будто бы уже не бывает в современном мире искусства (во всей драматической истории отношений арт-мира и российского государства оправданная, оставшаяся на свободе Альчук оказалась единственной настоящей мученицей). Дело еще и в другом. После смерти жены Рыклин нашел ее дневники - подробнейшие записи событий, интимных впечатлений, снов. Именно на них, сверяя с собственными воспоминаниями, он строит свое повествование, рассказывает о том, о чем не рассказывают чужим: о мельчайших нюансах сексуальной жизни, тяжелых отношениях с родными, со смертью, о любви и о душевной болезни - обстоятельства, которые обычно стараются забыть, а не увековечить.
"Пристань Диониса" - в первую очередь попытка аутотерапии, не изживания, но смирения с травмой, попытка объяснить прежде всего самому себе, как так получилось. Эта работа действительно похожа на психоанализ, но анализируемым в ней оказывается скорее не автор, а героиня - Анна Альчук. Рыклин подробно разбирает ее сны, пытается дать им интерпретацию, достучаться сквозь могилу до возлюбленного пациента. В этих отчаянных попытках рационализации видно, как изо всех сил он старается остаться ученым, и видно, как это у него не получается.
Вообще-то таких книг не пишут, если пишут, то никому не показывают. И уж точно на них не пишут рецензий. Критическое суждение тут невозможно. Почему же ее стоит читать? Потому что "Пристань Диониса" - не только о частном безумии и личной утрате, о том, что произошло с одной супружеской парой. Она еще о том, что произошло за десять лет с Россией. Рыклин много пишет о недоумении, которое среди интеллигентных знакомых вызывала в начале 2000-х охватившая их с Альчук паника, уверенность в непременном консервативном повороте общества и государства. Пишет о том, как в глазах других они оказались невписавшимися в новую жизнь параноиками, принимающими небольшие неприятности за катастрофу. Его книга закончена примерно год назад. Из сегодняшнего дня она читается уже совсем по-другому.
Издатель Логос
Вот пишет про свои впечатления от книги Анна Норинская:
"Вот тут Igor Gulin написал про "Пристань Диониса": книгу философа Михаила Рыклина, в которой он пытается осмыслить самоубийство своей жены -- поэтессы и художницы Анны Альчук. Я ее прочла только что -- и это, по-моему, хоть и тяжелое, иногда раздражающее, но очень нужное многим/важное для многих чтение.
И в смысле возможности ретроспективного, а значит отрефлексированного, наблюдения за тем, как здесь проростали побеги фашизма (Анна Альчук была одной их обвиняемых по делу выставки "Осторожно, религия). И в смысле осознания того как окончательно мы не понимаем даже самых близких нам людей. И потому, что там в конце - на полутора страничках - самый точный анализ трагедии женщины по имени Анна Каренина, который я читала.
К тому же там приведен такой эпизод.
В юности Анна Альчук познакомилась с Анастасией Ивановной Цветаевой и дала ей почитать рукописный сборник своих стихов. Прочитав А. И. возвратила ей его с такими словами: "Девушка, вы пишете так же плохо, как Мандельштам"