О сущности речи. Выдержки из трактата Бхартрихари

Sep 22, 2012 10:26

Оригинал взят у nandzed в О сущности речи. Выдержки из трактата Бхартрихари


Тот, о ком священная традиция наставляет как о Едином, служит опорой различных сил;
Он, будучи нераздельным, проявляется как раздробленный из-за этих сил.
Эти силы основаны на силе времени, когда та не встречает себе препятствий...

То, что представляет собою высшую форму не подверженной различиям Речи,
Есть чистое сияние, которое является посреди всего этого мрака.
Светлое сияние, почитаемое теми, кто вышел за пределы проявленного,
то есть [за пределы] достижения образов и усилий,
Теми, кто переступил границу света и тьмы.

Те постоянные [формы] (грамматические формы - прим. Нандзед Дордже),
что затрагивают отношения причины и следствия, а также отношения пригодности,
Когда они правильны, ведут к добродетели и пониманию,
когда же неправильны - только к пониманию.


Правильные формы, установленные совершенными благодаря традиции,
- это средства достижения добродетели. Неправильные же формы,
не отличаясь от них в постижении смысла,
[в остальном] противоположны им [по своим свойствам].

Независимо от того, вечны слова или нет, начало их неведомо.
Как и в случае с живыми существами,
здесь также наблюдается непрерывность.

Точно так же, как свет, [сокрыто] пребывающий в огниве,
служит причиной другого света,
Так и слово, пребывающее в сознании, [становится]
причиной других, звучащих по отдельности слов.

Вначале [слово] избирается разумом,
поскольку оно связано с данным смыслом,
Потом ему помогает первичный звук,
так что оно схватывается благодаря органам действия.

Подобно тому как отражение,
пребывающее в ином месте, в силу движения воды
Как бы подражает действиям этой сущности,
аналогичное отношение связывает звучание и первичное слово.

Подобно тому как в знании
сияет его собственная форма и форма познаваемого,
Точно так же в слове
сияет его собственная форма какформа смысла.

Подобно тому как свет наделен двумя силами:
способностью проявлять [другое] и способностью проявляться самому.
Так и все слова обладают этими двумя отдельными силами.

Коль скоро у слова есть два отдельных свойства,
которые и сознанием воспринимаются по отдельности,
Неудивительно, что слово вызывает различные следствия.

Знатокам священной традиции ведомо,
что весь [мир] - это лишь развертывание слова,
И вся эта [вселенная]
изначально проявляется от Ведийского стиха.

Первое движение органов речи,
подъем жизненного дыхания вверх,
Подталкивание точек [артикуляции]
все это было бы невозможным
без предварительного существования
слова [в предыдущих рождениях].

Она (речь как сущность - прим. Нандзед Дордже)
действует как сознание
всех блуждающих в сансаре [душ],
она пребывает внутри и снаружи
И ни в одном живом существе
не может быть сознания,
помимо этой тонкой сущности.

При создании смыслов
речь стремится войти во все воплощенные [души]

Подобно тому как наяву
[речь] в качестве деятеля
воздействует на объекты действия,
Во сне со сновидениями
она сама как раз и пребывает
в виде объектов действия.

Даже в совершенно иных обстоятельствах,
[когда субстрата нет, а есть лишь] действующая причина,
Скажем, когда появляется круг огня,
[описываемый горящими головешками],
одною лишь силой слова
[в сознании] ясно проявляется его форма.

Подобно тому как наблюдается,
что цвета и прочие [свойства]
наделены определенными силами
применительно к конкретным следствиям,
Точно так же ясно видно,
что слова способны обезвреживать яды и так далее.

Подобно тому как слова
[наделены определенными силами],
они способны также создавать дхарму.
А потому те, кто стремится
к высшему [небесному] наслаждению,
должны употреблять правильные речения.

Бхартрихари, выдержки из Трактата о речении и слове, глава о Брахмане

путь, философия, язык, речь

Previous post Next post
Up