для памяти. версия. обязательно см. по ссылке комментарии

Sep 15, 2012 17:16

Оригинал взят у ostropoler в Не ходить по кругу (9/15/2012)






У того нет осо­знан­но­сти, у кого нет осо­знан­но­сти тела.
Будда (aka Капи­тан Оче­вид­ность), Ангут­тара Никайя

Чем больше изу­чаю исто­рию ран­него буд­дизма, тем больше вос­хи­ща­юсь исто­ри­че­ским Буд­дой. Не тем Буд­дой, о кото­ром рас­ска­зы­вают в сказ­ках про принца, кото­рый нико­гда не выхо­дил за пре­делы дворца, и не тем Буд­дой, кото­рого фак­ти­че­ски обо­же­ствили в более позд­ние пери­оды эво­лю­ции буд­дизма, а исто­ри­че­ским Буд­дой палий­ского канона; Буд­дой, кото­рый был, в опре­де­лен­ном смысле, насто­я­щим рево­лю­ци­о­не­ром сво­его вре­мени, и кото­рого совер­шенно невоз­можно понять в отрыве от совре­мен­ной ему исто­ри­че­ской реаль­но­сти. Я имею в виду соци­аль­ное и рели­ги­оз­ное устрой­ство тогдаш­него обще­ства. Соци­аль­ное устрой­ство обще­ства было при­мерно такое же, как и сей­час - касто­вое, а основ­ным рели­ги­оз­ным направ­ле­нием был брах­ма­низм. Жест­кость, кон­сер­ва­тив­ность и ригид­ность обще­ства под­дер­жи­ва­лась брах­ман­ской мета­фи­зи­кой - дол­жен быть поря­док, и для под­дер­жа­ния порядка нужны риту­алы. Соб­ственно, риту­а­лами брах­маны (или бра­мины) и зани­ма­лись. Жизнь - это цепь пере­рож­де­ний, и хоро­шее под­дер­жи­ва­ние порядка обес­пе­чи­вало хоро­шее пере­рож­де­ние - напри­мер, пере­ход в луч­шие касты, кото­рый невоз­мо­жен при жизни. И ещё два слова о мета­фи­зике. Абсо­лют­ная неиз­мен­ная реаль­нось - это Брах­ман, а в мире всё изме­ня­ется, но в чело­веке тоже есть некая неиз­мен­ная часть, кото­рая назы­ва­ется Атман, и кото­рая свя­зана с Брах­ма­ном. Т.е. посту­ли­ру­ется некое начало в каж­дом чело­веке, свя­зы­ва­ю­щее нас с веч­ным Абсолютом.

Что же делает исто­ри­че­ский Будда? Он исполь­зует язык бра­ми­нов, но в абсо­лютно в дру­гом кон­тек­сте, и пол­но­стью опро­вер­гая и высме­и­вая их учение.

Напри­мер, он высме­и­вал под­дер­жа­ние миро­вой гар­мо­нии с помо­щью риту­а­лов. Ритуал в брах­ма­низме - сан­скара, а выпол­не­ние риту­ала - карма. Будда же исполь­зо­вал тер­мин сан­скара для опи­са­ния при­вы­чек сознания-поведения, кото­рые посто­янно про­из­во­дят новую карму и застав­ляют нас нахо­диться в сан­саре - т.е., дословно, “ходить по кругу”. Сан­сара и нир­вана, кстати, это не суще­стви­тель­ные, а гла­голы, озна­ча­ю­щие, соот­вет­ственно, “ходить по кругу” и “выхо­дить вовне”. Таким обра­зом, в брах­ма­низме сан­скары и карма - это то, что люди должны делать для под­дер­жа­ния гар­мо­нии и порядка. Для Будды эти же тер­мины озна­чают то, что мешает достичь освобождения.

Говоря совсем про­стыми сло­вами, бра­мины утвер­ждают необ­хо­ди­мость под­дер­жи­вать вели­кий Поря­док и посто­ян­ство, а Будда гово­рит, что в этом порядке есть только непо­сто­ян­ство и стра­да­ние, и только осо­зна­ние этого и выход из этого порядка при­не­сет освобождение.

Далее, он высме­и­вает и кон­цеп­цию Атмана (“Я” с боль­шой буквы), т.е. веч­ной души, связи чело­века с Абсо­лю­том. В брах­ма­низме, даже самый нищий и обез­до­лен­ный нахо­дит уте­ше­ние в том, что он свя­зан с чем-то веч­ным и абсо­лют­ным. Будда же пол­но­стью это опро­вер­гает и заяв­ляет, что всё вза­и­мо­свя­зано со всем, и нет ника­кого Абсо­люта, кото­рый бы ни от чего не зави­сел. Поэтому, он выдви­гает кон­цеп­цию анатты (“не-Я”), т.е. отсут­ствия какой-либо фик­си­ро­ван­ной и абсо­лют­ной сущ­но­сти, абсо­лют­ной основы нашей осо­знан­ной субъективности.

Всё это инте­ресно смот­реть именно в кон­тек­сте брах­ма­низма, пони­мая то, что и как именно кри­ти­кует Будда. Он любит играть сло­вами, непра­вильно цити­ро­вать Веды, шутить, даже про­каз­ни­чать. Даже в основе основ буд­дизма, т.н. Четы­рех Бла­го­род­ных Исти­нах (кото­рые гораздо кор­рект­нее пере­во­дить как “четыре обла­го­ра­жи­ва­ю­щие истины”), зало­жена насмешка над брах­ма­низ­мом. Потому что Будда пол­но­стью отри­цал касто­вость и бла­го­род­ство, осно­ван­ное на про­ис­хож­де­нии. “Бла­го­род­ный” - это брах­ман­ский эпи­тет. Будда же исполь­зует это слово при опи­са­нии сво­его тезиса о том, что “жизнь есть стра­да­ние”; вот что обла­го­ра­жи­вает, по мне­нию Будды, - пони­ма­ние этой про­стой истины, а не про­ис­хож­де­ние и не мета­фи­зика Абсолюта.

Вообще, Будда, насколько нам известно из исто­рии, был пер­вым чело­ве­ком, кото­рый учил, что осво­бож­де­ние доступно прямо в этой жизни и в этом теле, и отри­цал мета­фи­зику, веру и мистику. Мно­гие мета­фи­зи­че­ские пред­став­ле­ния в буд­дизме (абхид­харма) - это гораздо более позд­ний про­дукт, то, чему сам Будда, судя по всему, не учил. У самого же Будды всё про­сто (кхм-кхм-кхм):


  • Основу нашего чело­ве­че­ского мира (а согласно совре­мен­ным иссле­до­ва­те­лям, под “миром” Будда пони­мал мир субъ­ек­тив­ный, вос­при­ни­ма­е­мый) состав­ляют непо­сто­ян­ство, не-Я, и бес­по­кой­ная неудовлетворенность.



  • Наша пси­хика не может спра­виться с бес­по­кой­ной неудо­вле­тво­рен­но­стью, так как посто­янно под­пи­ты­ва­ется неве­же­ством (т.е. непо­ни­ма­нием сути вещей), жела­нием суще­ство­ва­ния (т.е. невоз­мож­но­стью спра­виться с осо­зна­нием своей конеч­но­сти), жела­нием насла­жде­ния (т.е. невоз­мож­но­стью окон­ча­тельно удо­вле­тво­рить чув­ствен­ные жела­ния), и обла­да­нием мне­нием (т.е. невоз­мож­но­стью не иметь какое-либо мне­ние или мировоззрение).



  • Всё это застав­ляет нас посто­янно ходить по кругу без воз­мож­но­сти выхода из этого круга (более позд­нее пони­ма­ние тер­мина сан­сара, как известно, это цепь пере­рож­де­ний, однако в ран­не­буд­дий­ской лите­ра­туре к этому фак­ти­че­ски нет аллю­зий, и вполне оправ­дана бук­валь­ная трак­товка - повто­ре­ние из раза в раз “обсес­сив­ного” пове­де­ния, невоз­мож­ность не посту­пать и не думать так-то и так-то).



  • Пра­виль­ное пони­ма­ние, а затем и выход вовне дости­га­ется через обу­че­ние, раз­ли­че­ние и практику.



  • Всё это воз­можно только в этом теле и через это тело.



Для Будды палий­ского канона фак­ти­че­ски нет прак­тик, кото­рые бы не были прак­ти­ками осо­зна­ва­ния тела. Когда я впер­вые стал читать про “новый бир­ман­ский метод” - т.е. широко сей­час извест­ную в мире тра­ди­цию випас­саны (Гоенка, У Ба Кхин, Махаси Саядо и пр.), на кото­рой осно­ваны, ска­жем, курсы по осо­знан­но­сти в Гар­варде и Окс­форде, и на кото­рой осно­вана широко исполь­зу­е­мая в запад­ных боль­ни­цах тех­ника MTSR (“сни­же­ние стресса на основе осо­знан­но­сти”) - я был потря­сён тем, насколько далёк я был от пони­ма­ния (не говоря уж о прак­тике) осо­знан­но­сти. Напри­мер, вот как прак­тику осо­знан­но­сти опи­сы­вает Махаси Саядо на при­мере еды:

Когда смот­рите на еду - “смотрю, вижу”.
Когда наби­ра­ете еду - “наби­раю”.
Когда под­но­сите еду ко рту - “при­бли­жаю”.
Когда накло­ня­ете шею впе­ред - “накло­няю”.
Когда еда каса­ется рта - “при­ка­са­юсь”.
Когда вкла­ды­ва­ете пищу в рот - “вкла­ды­ваю”.
Когда рот закры­ва­ется - “закры­ваю”.
Когда уби­ра­ете руку - “уби­раю”.
Если рука каса­ется тарелки - “при­ка­са­юсь”.
Когда выпрям­ля­ете шею - “выпрям­ляю”.
Во время жева­ния - “жую”.
Когда раз­ли­ча­ете вкус - “ощу­ща­ется вкус”.
Когда про­гла­ты­ва­ете еду - “гло­таю”.
Если при этом еда каса­ется сте­нок глотки - “при­ка­са­юсь”.
Про­во­дите такое созер­ца­ние каж­дый раз, когда берете часть пищи, пока не закон­чите еду.

Я думал, что это интер­пре­та­ция слов Будды, неко­то­рая тех­ника, создан­ная на основе его уче­ния. Однако, ока­за­лось, что это, соб­ственно, и есть одно из самых ран­них уче­ний Будды, прак­ти­че­ски слово в слово! Вот, напри­мер, из Махасатипаттхана-сутты:

когда монах идет, он рас­по­знает, что он идет; когда он стоит, он рас­по­знает, что он стоит; когда он сидит, он рас­по­знает, что он сидит; когда он лежит, он рас­по­знает, что он лежит; какое бы поло­же­ние ни зани­мало тело, он рас­по­знает это... когда монах шагает впе­ред и назад, он осо­знает это; когда он смот­рит прямо и в сто­рону, он осо­знает это; когда он сги­бает и раз­ги­бает конеч­но­сти, он осо­знает это; когда он носит накидку, ман­тию и чашу, он осо­знает это; когда он ест, пьет, жует, про­бует на вкус, он осо­знает это; когда он мочится и испраж­ня­ется, он осо­знает это; когда он идет, стоит, сидит, засы­пает, про­буж­да­ется, раз­го­ва­ри­вает и мол­чит,
он осо­знает это.

Уди­ви­тельно!

Будда, кстати, с каж­дым гово­рит на его языке. Когда к нему под­хо­дят бра­мины, он исполь­зует их язык; когда к нему под­хо­дят аскеты - их язык; когда к нему под­хо­дят его уче­ники - их язык. Он реаль­ный чело­век, он шутит и отпус­кает кол­ко­сти. Он не сильно любит мистику и мета­фи­зику, выска­зы­ва­ясь доста­точно нели­це­при­ятно о “при­ду­ман­ных” богах и абсо­лют­ном. Он не допус­кает ника­кого “уте­ше­ния страж­ду­щим”, раз­ру­шая все основы веры в мета­фи­зику, выводя за пре­делы миро­воз­зре­ний, и воз­вра­щает всех прямо в тело в насто­я­щем моменте, отри­цая всё, что с этим не свя­зано. Чем больше изу­чаю, тем больше раду­юсь, удив­ля­юсь, проникаюсь.

Про ран­ний буд­дизм, т.н. “буд­дизм до тхе­ра­вады”, его исто­ри­че­ский кон­текст, кор­рект­ность и некор­рект­ность пере­во­дов обще­при­ня­тых тер­ми­нов, лич­ность Будды и его уче­ние, можно узнать, во-первых, из самого Палий­ского канона; во-вторых, из книг Ричарда Гом­брича “How Buddhism Began: The Conditioned Genesis of the Early Teachings” и “Theravada Buddhism: A Social History from Ancient Benares to Modern Colombo”, а также из книги Сти­вена Бэт­че­лора “Confession of a Buddhist Atheist”; в-третьих, из кур­сов лек­ций, напри­мер, Сти­вена Бэт­че­лора и Джона Пикока.

Originally published at на сайте Интегральная История. You can comment here or there.

Будда, история, версии, буддизм

Previous post Next post
Up