Ещё на один шаг дальше (7/19/2012)

Jul 18, 2012 14:27

Оригинал взят у ostropoler в Ещё на один шаг дальше (7/19/2012)

Это вто­рая часть, первую часть читайте здесь.

Зна­ете, на самом деле, эта ста­тья уста­рела ещё в момент напи­са­ния, ведь со вре­мен пер­вой части уже всё изме­ни­лось. Ска­зан­ное на про­шлой неделе не имеет ника­кого зна­че­ния. Зав­тра ника­кого зна­че­ния не будет иметь ска­зан­ное сего­дня. Кто сего­дня думает так, как вчера - никуда не дви­га­ется. Про­ти­во­речу себе вче­раш­нему? О, это ком­пли­мент! Как ска­зал Уолт Уит­мен в гени­аль­ной “Песне о себе”:

По-твоему, я про­ти­во­речу себе?
Ну что же, зна­чит, я про­ти­во­речу себе.
(Я широк, я вме­щаю в себе мно­же­ство раз­ных людей.)

Так вот, я закон­чил преды­ду­щую запись сло­вами Дани­эля Кане­мана, одного из стол­пов когни­ти­ви­стики: “То, что мы видим - это всё, что есть”? Но что это значит?

У каж­дого из нас, у любого чело­века, есть наш лич­ный Weltanschauung, миро­воз­зре­ние, сумма пред­став­ле­ний о себе и мире, кото­рые мы так любим при­ни­мать за мир; есть то, что Тимоти Лири и Роберт Уил­сон очень иро­нично назы­вали “тун­не­лем реаль­но­сти”. И мы посто­янно под­пи­ты­ваем эти “тун­нели”, посто­янно вос­со­здаем образ себя и мира, обнов­ляем его через слож­ные системы обрат­ных свя­зей. Вме­сто того, чтобы посмот­реть на то, как эти “тун­нели” созда­ются и вос­со­зда­ются, мы 99% вре­мени заняты их содер­жи­мым. Дру­гими сло­вами, опять же, заняты тем, что, и редко обра­щаем вни­ма­ние на то, как и где, хотя вся­че­ская логика гово­рит о том, что к этому можно уже пере­хо­дить где-то к концу под­рост­ко­вого воз­раста (при усло­вии соот­вет­ству­ю­щей куль­туры под­держки (culture of embeddedness Роберта Кигана)).



Что инте­ресно, све­жие дан­ные ней­ро­на­уки как раз и гово­рят о том, что под­дер­жи­ва­ние образа себя - это “дефолт­ное”, базо­вое состо­я­ние нашего мозга. Дру­гими сло­вами, вопреки пред­став­ле­нию о том, что в то время, когда мозг не занят ничем кон­крет­ным - он соб­ственно ничем и не занят, ока­зы­ва­ется, что это совер­шенно не так. Выяс­ни­лось, что когда мозг не занят ничем кон­крет­ным - он занят тем, что вос­со­здает образы само­сти и мира через посто­ян­ную “бето­но­ме­шалку”, в кото­рой кру­тятся и бес­ко­нечно взаимо-информируют друг друга образы и мысли про­шлого и буду­щего. Кьер­ке­го­ров­ское «Я это отно­ше­ние, отно­ся­щее себя к себе самому» ока­зы­ва­ется очень точ­ным опре­де­ле­нием абсурд­но­сти этого про­цесса. Именно потому так инте­ресна прак­тика осо­знан­но­сти (mindfulness), кото­рая поз­во­ляет зани­мать мозг направ­лен­ным вни­ма­нием, посте­пенно заме­щая дефолт­ную про­грамму “под­дер­жи­ва­ния образа” на про­стое бытийствование.

Пожа­луй­ста, посмот­рите обал­ден­ную пре­зен­та­цию (на англий­ском) от Келли Мак­го­ни­гал (Kelly Mcgonigal, PhD) из Стэн­форда, сде­лан­ную на кон­фе­рен­ции Buddhist Geeks Conference 2011 как раз на эту тему:



А ска­чать видео можно тут (осто­рожно, 263 Мб)

Вообще, за послед­ний месяц мне стало очень сложно гово­рить. Прак­ти­че­ски любое пред­ло­же­ние пред­став­ля­ется фаль­ши­вым, даже самое искрен­нее и про­стое. Сплош­ные кри­вые зер­кала, из кото­рых нет выхода, как нет выхода из себя. Любые миро­воз­зре­ния, любые образы себя ока­за­лись напрочь лишен­ными вся­кого смысла. И поэтому един­ствен­ный логич­ный шаг, в дан­ном слу­чае, это посмот­реть на то, как они вообще кон­стру­и­ру­ются - пойти к источ­нику. Еще когда я начи­нал серию новых запи­сей, то гово­рил о своём инте­ресе к миро­воз­зре­ниям как мета­тео­риям, к тому, как они созда­ются. Однако, только в послед­нее время этот инте­рес пере­шел из более ака­де­ми­че­ского к абсо­лютно насущному.

Выше я при­вел цитату из Кьер­ке­гора из потря­са­ю­щего (с поправ­кой на хри­сти­ан­ский язык) трак­тата “Болезнь к смерти”, в кото­ром он гово­рит, что я это отно­ше­ние, кото­рое отно­сится к самому себе. В дру­гом месте, он гово­рит о том, что «отча­я­ние - это внут­рен­нее несо­от­вет­ствие в син­тезе, когда отно­ше­ние отно­сится к себе самому», таким обра­зом при­рав­ни­вая “я” и “отча­я­ние”. Именно в этом пони­ма­нии заклю­ча­ется суть моего исполь­зо­ва­ния слов “правда” и “неправда” в про­шлой записи. Потому что отча­я­ние воз­ни­кает из ощу­ще­ния своей фаль­ши­во­сти, неправ­ди­во­сти. Точ­нее даже, не самой неправ­ди­во­сти, а невоз­мож­но­сти узнать правду из неправды. Всё, что я могу узнать, будет только добав­лено к моей неправде. Таким обра­зом, отча­я­нье воз­ни­кает от того, что видится насквозь моя фаль­ши­вость, но “правда” и “я” - это раз­ные, совер­шенно не пере­се­ка­ю­щи­еся кате­го­рии, и фаль­ши­вость эту никак не обойти. Сло­вами самого Кьеркегора:

Если чело­век, кото­рый отча­и­ва­ется - насколько он в это верит, - сознает свое отча­я­ние, если он бес­смыс­ленно гово­рит об этом отча­я­нии как о чем-то при­шед­шем извне..., если такой отча­яв­шийся изо всех сил желает пре­воз­мочь свое отча­я­ние через самого себя и только через самого себя, он заяв­ляет, что не может выйти из такого отча­я­ния и что все его уси­лия лишь глубже погру­жают его в это отчаяние.

Ну, тут Кьер­ке­гор делает лож­ный “финт ушами”, и гово­рит, что, стал­быть, выход есть только через Бога, т.е. вво­дит оче­ред­ную кате­ро­рию в и так уже зава­лен­ный кате­го­ри­ями ум. Я же пола­гаю, что путь про­ле­гает совсем в дру­гую сто­рону. Вме­сто новых кате­го­рий - необ­хо­димо смот­реть, как и откуда они воз­ни­кают; вме­сто ввода новых пере­мен­ных - необ­хо­димо смот­реть на то, что даёт им воз­мож­ность меняться. Отча­сти, это шаг в сто­рону гус­сер­ли­ан­ского “жиз­нен­ного мира”, т.е. всего того, что явля­ется кон­стан­той пря­мого чело­ве­че­ского опыта, что обу­слав­ли­вает на наи­бо­лее базо­вом уровне наше вос­при­я­тие. Что явля­ется кон­стан­той пря­мого чело­ве­че­ского опыта?

Одно­вре­менно с иссле­до­ва­нием “жиз­нен­ного мира” - выяс­не­нием фено­ме­но­ло­ги­че­ских кон­стант - необ­хо­димо смот­реть и на самые све­жие дан­ные ней­ро­пси­хо­ло­гии и когни­ти­ви­стики, на био­ло­ги­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские кон­станты того, как мы кон­стру­и­руем зна­ние и незна­ние, как мы познаём и вос­при­ни­маем. Это полез­ное зна­ние. Однако, как и любое дру­гое зна­ние, оно не при­ве­дёт к правде. К правде, судя по всему, может при­ве­сти только незна­ние, “раз­зна­ние” всего, что знаю.

Таким обра­зом, каж­дый раз, когда я пони­маю, что что-то узнал, что я что-то знаю, я пони­маю, что необ­хо­димо сде­лать еще один шаг - дальше, в незна­ние. Не ещё один шаг, добав­ля­ю­щий новое зна­ние, а ещё один шаг, помо­га­ю­щий выйти за зна­ние, за любую спа­си­тель­ную карту, в кото­рой так ком­фортно и усыпляюще.

И послед­няя на сего­дня цитата:

- Каков, по-вашему, дол­жен быть наи­боль­ший мас­штаб, чтобы карта стала по-настоящему полез­ной?
- При­мерно шесть дюй­мов на милю.
- Только шесть дюй­мов! - вос­клик­нул Майн Герр. - Мы довольно быстро дошли до шести ярдов на милю. Затем мы попро­бо­вали сде­лать карту в сто ярдов на милю. А затем нам при­шла в голову самая гран­ди­оз­ная идея! Мы создали такую карту нашей страны, мас­штаб кото­рой рав­ня­ется миля на милю!
- И часто вы ею поль­зу­е­тесь? - спро­сил я.
- Её ещё ни разу не рас­сти­лали, - ска­зал Майн Герр. - Кре­стьяне были недо­вольны. Они ска­зали, что если такую карту рас­сте­лить на всю страну, она скроет сол­неч­ный свет! Так что пока мы исполь­зуем саму страну как её карту, и смело могу вас заве­рить, дей­ствует она пре­от­лично. Льюис Кэр­ролл, “Силь­вия и Бруно”.

Originally published at на сайте Интегральная История. You can comment here or there.

точка сборки, сознание, осознавание

Previous post Next post
Up