Все-таки "Утомленные солнцем-2" - удивительное кино. Вроде бы Михалков снял Эпическую Драму про Судьбу Великого Человека на Великой Войне. Вроде бы люди гибнут пачками и эшелонами. Вроде бы герои ужасно страдают, душевно и телесно. А все равно фильм отлично идет под попкорн. Жевал все 2,5 часа - и ни одна попкорнина в горле не застряла.
Да, такая вот я бесчувственная сволочь.
Насчет попкорна - это, разумеется, была шутка (на самом деле я жрал мармелад). А вот что серьезно могу сказать после просмотра "Цитадели".
Как у зрителя - дилетанта, у меня нет претензий к Михалкову - режиссеру по поводу смешных нелепостей типа фашистских истребителей, неспособных попасть снарядом в один сраный грузовик, неподвижно стоящий посреди поля, или фашистской Цитадели, взлетающая на воздух в результате разбитой керосинки в бункере пулеметчика. Мало ли какие чудеса случаются во вселенной по Михалкову.
В отличие от поцреотов - гоблиноидов, меня не коробят ни толстомордые уебки - генералы, в пьяном угаре посылающие штрафников на верную смерть ради понтов, ни Кровавый Сталин(ТМ), вознамерившийся угробить одним махом 15 тысяч советских граждан чисто ради устрашения лицемерной Европы, ни упыри из НКВДшных заградотрядов, стреляющие в спину штрафникам во время атаки. Хотя это все - безусловные гиперболы, но в сталинскую эпоху к простым смертным действительно относились как к говну (которого у нас, как известно - хоть завались).
Меня ни разу не удивляет, что Сталин здесь внешне - натуральный зомби, который, кажется, вот-вот вытянет руки, закатит глаза и с жутким воем двинется на обосравшегося Котова - Михалкова. Хоть бы и с хером на лбу изобразили, хоть в виде Ктулху с торчащими из-под френча тентаклями - насрать.
Меня лишь слегка огорчает, что фильм по сюжетной части смахивает на наспех пошитый сюртук из разных лоскутов - ибо состоит из малосвязанных меж собой новелл - притч с Охуенно Глубоким Смыслом. В конце концов, в плане цельности и связанности сюжетной линии есть фильмы намного, намного хуже.
Самая большая моя претензия - к игре актеров.
Собрать в одном фильме туеву хучу хороших, отличных и просто гениальных актеров, и превратить их в пеструю кучу кривляющихся недоумков - это ж, блядь, надо умудриться. Чтоб так люто зафейлить колоссальный актерский потенциал - для этого нужен особый талант. Талант позднего православнутого Михалкова, истово уверовавшего в свою богоизбранность, и считающего всех своих критиков мелкими назойливыми насекомыми, недостойными дышать с Ним одним воздухом. Извращенный талант святого непогрешимого Никиты - Бесогона с имплантированной в череп VIP-мигалкой.
На протяжении двух с половиной часов "Цитадели" практически все персонажи (за редким исключением, типа Мерзликина и Маковецкого) бешено орут, пучат глаза, брызжут слюной, смищно чмокают губами, щелкают челюстями и внезапно танцуют под гармошку, какбы символизируя Широту Души Русской, и превращая задуманную Михалковым Драму в дешевый балаганный китч уровня "Гитлер капут". Больше всего этот китч режет глаз в длинном-длинном эпизоде возвращения Котова в родовое имение, к своим трусливым лицемерным родственничкам (лучше бы этого эпизода вовсе не было, чесслово). Смотреть на этот феерический идиотизм весьма тошнотно, в диапазоне от легкого подташнивания до выворачивания на клавиатуру. И даже Олег Меньшиков, доставлявший своей клоунадой в первых "Утомленных", здесь вызывает лишь раздражение и скуку своими типа остроумными шуточками и ужимками.
Наверное, во вселенной Михалкова вся эта дикая дурь смотрится как гениальная актерская игра, настоящее воплощение заветов Станиславского. Но что-то подсказывает мне, что если бы Константин Сергеевич вдруг восстал из гроба и заглянул бы на съемочную площадку "Цитадели" - он бы не ограничился своим фирменным криком "не верю!" Он бы закидал всех актеров тухлыми яйцами, отхлестал бы ссаными тряпками самого Михалкова и послал бы всех учиться на первый курс Щукинского училища.
И вот смотришь на это почти трехчасовое непотребство - и даже не верится, что этот же человек снял первую часть "Утомленных солнцем" - вполне качественную и смотрибельную. Не верится, что этот человек снял отличный фильм "12", где гениальные актеры гениально играют от первой минуты до последней.
Недаром говорят: если бог хочет наказать человека, он лишает человека разума.
Похоже, Михалкова боженька лишил и разума, и чувства меры. И смотреть на эту прогрессирующую деградацию талантливого человека весьма и весьма печально.
Rest in peace, дорогой Никита Сергеевич.
Пожалуйста, не мучай больше наши мозги своими шедеврами.
Обрети, наконец, покой. Это лучшее, что ты можешь сделать для благодарных потомков.
ЗЫ. Да, и беспесды прекрасен эпизод в конце, где Котов - Христос уходит по воде к Цитадели с колом в руках, и за ним тянутся подчиненные - апостолы, тоже с кольями.
Это было сильно. Йа прослезилсо.