Таки дочитал "Американского психопата" Брета Эллиса. Читалось долго и тяжело - приходилось буквально продираться через всевозможные бренды и длинные нудные описания: кто во что был одет, у кого какой марки были очки и прочую бездуховную поеботину. Складывается ощущение, что читаешь очередной говногонзорепортаж с VIP-тусовки очередного светского хроникера из элитного журнала для настоящих мужчинок.
Зато примерно с середины начинается форменное веселье. Да, умеет Эллис описывать убийства так, что при прочтении внутри все сжимается, и эта жуть словно перед глазами происходит. Реализьму добавляет повествование в настоящем времени, а-ля репортажный стиль.
Но увы, кончается книга абсолютно ничем.
Нет даже внятного объяснения - действительно ли главгерой убивал всех этих девушек, или же у него были такие глюки. Возможно, я тупой и не умею читать между строк - но я так и не понял этот момент (может, кто объяснит). Ибо, еще раз, кончается роман абсолютно ничем - высокодуховным пиздежом в очередном элитном ресторане.
Герой как был циничной снобствующей мразью - людоедом, так ей и остался. Понятно, что после зверских убийств перевоспитание ГГ смотрелось бы сверхнаивным. Но тогда его должна была хотя бы наказать Судьба. Например, в конце есть эпизод, где Бэйтмена похищает таинственный таксист с ужасно злобной рожей. И я все ждал, что он вот-вот его грохнет. Но нет - он просто грабит нашего героя и оставляет его на обочине - страдать от вопиющей бездуховности низкооплачиваемого быдла.
Пострадал Бэйтмен от несовершенства этого ебаного мира - и снова за свое. За старое доброе ультранасилие.
Быть может, Эллис хотел сказать новое слово в литературе, порвать устоявшиеся шаблоны. Но в данном случае смотрится это скорее беспомощно.
В несомненный плюс этого сильно затянутого романа - отлично раскрытая тема прогрессирующей шизы сверхблагополучного общества потребления, где главный вопрос бытия - какую еще брендовую шмотку прикупить и как застолбить место в суперэлитном ресторане на ближайший вечер. Эллис весьма убедительно живописует внешне прекрасный и омерзительный изнутри мирок пресыщенных жизнью людей, не знающих, как бы им еще скоротать еще один вечер в своей пустой никчемной жизни. Весьма пробирает контраст между внешностью и внутренним миром такого внешне типового яппи с Уолл-стрит. Да, он может быть одет, как лондонский денди, иметь внешность греческого бога - и быть настоящим чудовищем внутри, без капли человеческого. Под глянцевой обложкой модельного мальчика кроется гниющее нутро мертвеца, пожираемого могильными червями.
И это глубоко символичный образ.
В общем и целом не рекомендую к прочтению личностям впечатлительным и с развитым воображением. Лучше посмотреть одноименный фильм. Можно хотя бы полюбоваться шедевральной игрой еще молодого и не зазвездившегося Бейла добэтменского периода.
Да, гуроманы считают экранизацию слишком скучной - мол, нет там ни жопораздирающей расчлененки, ни ультражесткого снафф-порно.
Да, всех этих радостей там нет. Но это, имхо, далеко не главное достоинство для романа.