Нелицеприятный, но весьма точный
диагноз "Стратегии - 31" от Эрика Лобаха.
Как очевидец недавно прошедшего марша, с большинством доводов вынужден согласиться.
...Соотношение людей на площади было такое же - как в июле, может даже процент журналистов побольше, а митингующих поменьше. Навскидку: если 31-го мая, по моим оценкам, на площади было примерно 35% митингующих, 35% ментов, 20% любопытствующих и 10% журналистов, то 31-го же июля проценты сравнялись: 25/25/25/25.
Хуже другое. Среди любопытствующих преобладали даже не зеваки, и не просто аполитичные граждане, желавшие подышать воздухом свободы - а туристы. Да-да - как в 93-м фотографировавшиеся на фоне горящего Белого дома. «Митинг 31» стал модным московским брендом, и на фоне него интересно сделать себе фотографию - как рядом с каким-нибудь могильным памятником давно умершего актёра. Туристы, кстати, были всё больше заграничные.
Журналисты по обыкновению дикой бычьей толпой носились туда-сюда ища сюжетов для съемки, толкая и пиная всех подряд. Менты на этот раз никого не били - не было необходимости...
...В отличие от майской ситуации, давку создавали не столько менты, сколько журналисты. Простые люди, если и были, то стали как-то незаметны - ибо они не нужны для шоу: журналисты затопчут любого, дабы добраться до медиаперсоны. Лозунги, плакаты и выкрики стали банальными и пошлыми, ничего про свободу, про Конституцию, а что-то там про Путина и т.п.
Табун телекамерных и прочих журналистов устаканился между двумя колоннами. Раз в пять минут к ним подходил очередной оппозиционер, что-нибудь говорил про «свободу собраний и Конституцию» (замечу - каждый успевал сказать всё, что надо для телекамер, не беспокоимый милицией!) По окончании спича он брался под руки милиционерами и уводился в ментовской автобус для поездки в отделение с оформлением административного правонарушения - всё это под аплодисменты клакеров и скандирование «Свободу! Свободу!». Потом пять минут журналистам перекурить, и снова-здорово.
Никто, никакой мент - во время этих перекуров - и не думал задерживать «оппозиционеров», хотя каждого из них они давно и хорошо знают не только в лицо, но и по именам-отчествам… Но нет: толпа молчит, менты ничего не делают, стоят, потом очередной «оппозиционер» опять подходит к журналистам, опять спич, минута проходит, под руки и в автобус, аплодисменты и «Свободу! Свободу!». И опять перекур.
Но, в общем и целом, я считаю, что кричать всё-таки именно «Свободу! Свободу!» здесь было более уместно, нежели более логичное в таких случаях-контекстах «Браво!» Дело в том, что даже как актёры в этом пошленьком шоу лишь очень немногие имели такую силу таланта, дабы сохранить настроения мизансцены до входа в автобус, хотя бы картинно сопротивляясь ведущим их ментам и изображая свободолюбивые лица. Все же остальные сбрасывали это настроение сразу же - как отходили от журналистов - и нежно под руку с ведущими их ОМОНовцами шли в ментовскую машину, рассылая улыбки аплодирующим клакерам. И так раз двадцать.
Театральное настроение передалось безусловно и самим ментам. Причём - даже совсем буквально: я например слышал как один молодой прапор весело спрашивал другого «А нас опять будут фотографировать?»
Короче - возник такой милый симбиоз. Все участники мероприятия со всех сторон остались довольны: «либеральные оппозиционеры», менты, туристы и журналисты. Никто никому не мешал, журналисты сделали прекрасные кадры, ментам никто не сопротивлялся, не считая картинных жестов, «оппозиционеров» отсняли камеры и арестовали, о чём ещё неделю можно с удовольствием писать, туристы сделали снимки и бесплатно посмотрели площадное представление...
http://www.apn.ru/column/article23127.htm