Сегодня, пробегая мимо Мариинского дворца, столкнулся с парой иностранцев - дяденек лет 40 - седоватых, загорелых, в ярких спортивных куртках и с непременными рюкзаками. Один посмотрел мне в глаза и легко так, вежливо улыбнулся.
Но то, что они - иностранцы, я понял скорее по их глазам, в которых было выражение приветливого любопытства и вежливой доброжелательности (как я для себя называю). Подобное выражение глаз я часто вижу у иностранных туристов, и очень, очень редко - у наших граждан.
По выражению их лиц, их глаз можно понять, что они от окружающего мира ждут только хорошего, и совсем его не опасаются.
Приезжая в нашу страну, они искренне верят, что тут ничего плохого с ними не случится, а окружающие настроены исключительно доброжелательно.
Прямо как малые дети, которым родители еще не рассказали обо всех подстерегающих их опасностях.
В глазах же наших людей - даже за границей - явно читается в лучшем случае хмурая настороженность, в худшем - плохо скрываемая агрессия, готовая выплеснуться в любой момент. Постоянное напряжение и внутренняя готовность к драке.
Да. Можно сказать фразой из "Бумера": не мы такие - жизнь такая.
И все равно - обидно.
Не так давно беседовал с одним молодым швейцарцем, учащимся у нас в Питере. Сейчас он работает в волонтером в питерской "Ночлежке", бесплатно помогает бомжам. А до этого работал в "Красном Кресте". И вот в беседе он сказал, что по его ощущениям европейцы больше готовы помогать бездомным, более отзывчивы, чем русские. И тут же смягчил свою мысль: "У вас люди работают на двух - трех работах, жизнь сложнее, много проблем..."
Да. Все так.
И все равно - обидно. Не за державу. За граждан своей страны.
Мне не нужна держава, которую все боятся. Мне нужно, чтобы приветливости в глазах окружающих было чуть больше. И чуть меньше витающей в воздухе мегаполиса агрессии.
Я понимаю, что для умножения добра в мире начинать надо с себя. Надо начинать не внешне - внутренне улыбаться. Перестать думать о плохом и постоянно оценивать окружающих. То есть - полностью сменить мироощущение.
И в то же время я понимаю, что качественное изменение моего мироощущения ничего вокруг меня не изменит. Что даже став более позитивным и открытым, я буду жить в атмосфере всеобщей агрессии и напряженности. Где люди в своем большинстве ничего хорошего от других людей не ждут. Только плохого.
Потому что в такой стране живем. Где каждый день - как День Сурка.
Где каждый человек - один на один со своими проблемами. Где не живут, а выживают.
И никогда ничего не меняется.
И во многом поэтому меня в первые дни "ломает" после возвращений из-за границы. Как и
моих френдов.