Все мы - немножко морфинисты...

Nov 25, 2008 23:01

Сегодня на пресс-показе посмотрел новый балабановский фильм "Морфий".

За что люблю Балабанова - так это за неоднозначность его фильмов. Вот и в "Морфии" каждый найдет что-то свое. Зритель попроще - историю тупо сторчавшегося сельского доктора. Зритель посложнее - историю талантливой личности, растратившей себя на пустоту и закончившей в бездне. Либеральная интеллигенция узнает в образе главного героя изнасилованную коммунизмом Россию, погруженную в сладкую наркотическую дрему. Ностальгирующие по СССР державники - патриоты (типа тов. Гоблина) с гневным надрывом расскажут про современных кинотворцов, в очередной раз"испражнившихся жидким поносом на все, до чего дотянулись их вонючие жопы". Найдут где разгуляться и наркоборцы из компетентных органов - ведь там разжигают! пропагандируют! герой ширяется морфием и неоднократно! ужас - ужас! Надо непременно запретить.

Вот именно за эту неоднозначность и многослойность я и люблю режиссера Балабанова.

Собственно о фильме.
Полная аутентичность (то бишь погружение в дух предреволюционной эпохи) - вот что приходит на ум с первых же кадров. Занесенная снегом деревенская больничка, убогий интерьер допотопной операционной, купания в деревянных корытах, шуршащий пластинками граммофон, старинные аптеки со скляночками и весами - все это настолько убедительно, настолько погружает в себя и засасывает, что хочется немедленно вскричать "верю!"

Разумеется, не обошлось и без фирменного балабановского натурализма (больница все-таки). Перед сжавшимся (внутренне) зрителем мучительно долго ампутируют ногу ножовкой, скидывая ее в тазик, будто кусок холодца. А когда деревенской девочке делают трахеотомию (вскрытие горла), показывая операцию во всех подробностях - так и хочется зажмуриться.

Как всегда "в десятку" - звуковое сопровождение. Балабанов с дьявольской расчетливостью вычисляет, как добиться максимального воздействия на зрителя сочетанием картинки и звука. И старинные романсы Вертинского, сопровождающие неспешно-медитативное повествование, тут бьют не в бровь, а в глаз (точнее, в самый мозг).

А когда Вертинский затягивает своим тенорком "В бананово-лимонном Сингапуре-пуре..." Нет, это надо слышать (и видеть конечно).

Про игру актеров говорить смысла нет. Сами за себя говорят фамилии - Панин, Гармаш, Дапкунайте (ну как они еще могут сыграть, кроме как "великолепно"?). И молодой Леонид Бечевин (мы его уже видели в "Груз 200", молодой бойкий делец в кожаной курточке) органично вписывается в роли молодого, бессмысленно погибающего доктора. И (как специальный бонус) - Алексей Полуян в эпизоде (тот самый мент - упырь из того же "Груза", увидев лицо которого во сне можно и не проснуться).

Это фильм - о распаде, о деградации. Как отдельно взятой личности, так и целой страны. И здесь Балабанов подобен вивисектору, безжалостно режущему по живому и выставляющему напоказ все наши мерзости - лишь ради того, чтобы каждый из нас задумался над простым вопросом: А КУДА МЫ ИДЕМ? Да, он - еще тот чернушник. Но в его фильмах нет лицемерия и фальшивого наигранного позитива. И это уже хорошо.

Отсюда - и жуткая концовка, не дающая ни единой надежды на просвет во тьме. Когда сидишь в зале с дебилами - люмпенами, радостно гогочущими над очередным "комическим фильмом", такое жуткое веселье нападает, что впору застрелиться (это у Балабанова метафора такая).

В целом фильму - 9 из 10 по моей шкале (если считать за "десятку" редко встречающийся идеал). И долго-долго после его просмотра думаешь. Над всем, что было, что есть и что будет. Чего и добивался режиссер Балабанов. Потому что это - не киножвачка в яркой упаковке, коих сегодня полно в мультиплексах. После "Морфия" тяжесть внутри остается, осадок в душе. Он не окрыляет, не дает ни капли надежды. Но такие фильмы полезно смотреть время от времени. Чтобы помнить и задумываться.

Да и все мы - немножко морфинисты. У каждого есть свой наркотик, помогающий ненадолго уйти от реальности. И каким бы безобидным он ни казался (телевизор, интернет), ведет он неизбежно к деградации.

Конечно, это кино - не для массового зрителя, как справедливо заметил на пресс-конференции продюсер "Морфия" Сергей Сельянов. Такое кино сейчас неактуально. И тут же добавил, что ему хотелось бы, чтоб зритель опроверг его ожидания. Поэтому я закончу словами другого режиссера - Сергея Соловьева, сказавшего в одном интервью примерно следующее: "Дорогие зрители, сегодня из вас пытаются сделать дебилов. Но вы же не дебилы. Не может быть, чтобы вы были дебилами".

Вот как-то так.
И на этой оптимистичной ноте...

ЗЫ. Кроме Балабанова и Сельянова, на прессухе присутствовала и Дапкунайте. Был поражен, до чего же она светлый и позитивный человек. Прям физически ощущалось при общении. И ни капли снобизма.
А у Балабанова глазки такие добрые - добрые. Прям встретишь на улице - и ни за что не подумаешь,что может снимать такие фильмы.

рецензии, кино, критег

Previous post Next post
Up