Отчет за полевой сезон 2012 г. Глава 3

Nov 28, 2012 14:12

Оригинал взят у danilchenko в Отчет за полевой сезон 2012 г. Глава 3


Как было уже упомянуто, после августовского снегопада, вода в Делянкире  поднялась метра на два, чтоб потом долго-долго не опускаться (а иногда - и повыше подниматься). Наступил августовский сезон дождей, самый затяжной на моей памяти, и на протяжение месяца с лишним редко когда два дня подряд у нас проходило без осадков разной степени интенсивности. Не то что бы это сказалось на интенсивности наших работ - геологическую съемку мы закончили и по мере возможности добивали  геохимическую. Просто дальнейшее наше перемещение на другие участки оказалось сначала под большим вопросом, а затем - просто под угрозой. Дорога на трассу была перерезана наглухо, наши транспортники во время  спутниковых телефонных сеансов сетовали на отсутствие катеров/барж, живописно рисуя, как на делянкирской переправе у Колымской трассы их вахтовки по крышу тонут. При взгляде на разбушевавшуюся реку (практически в верховьях) услышанное отнюдь не воспринималось как художественное приукрашивание.

Словом, "отрезаны от Большой Земли" по полной программе. Робинзоним, как на необитаемом острове. Дневное расписание разнообразием не блещет: пережидаем дождь - сидим в палатках; выбираемся на профили-отбираем пробы- убегаем от дождя - сидим в палатках; сушим пробы-просеиваем их на воздухе-дождь пошел-сидим в палатках. Правда, не всегда сидим - время от времени, вытряхивая капли из-под воротников, выбираемся за дровами, давно уже состоящими из смеси сырых лиственниц и остатков деревянных построек (до которых смогли доехать на нашем "Хилухе", умудрившисьь не посадить его на брюхо на почве, внезапно превратившейся в болото). Последние включали в себя, помимо немногих оставшихся сухих деревьев,  и деревянные фундаменты старательских кухонь и бань, и остатки столбов ЛЭП и ограды брошенных оленьих загонов.

В редкие сухие дни особо терзаемые надеждами неслись к реке и втыкали палочки, отмечая уровень воды. Как правило, буквально на следующий день прилетали облака-циррусы, предвестники очередного циклона, и ночью палочки уже смывало.

Когда сухая погода продержалась более четырех дней (это было незадолго до моего дня рождения), пара наших ребят решила на свой страх и риск прорваться на "Паджерике" к трассе и дальше до Усть-Неры. Удача покинула их ровно на пол-пути: принесшийся циклон вновь поднял уровень воды на прежнюю высокую отметку и на неделю с лишним ребята пропали без вести. Забегая вперед, скажу, что все для них закончилось благополучно.

Автору в перерыве между дождями оставалось, помимо уже упоминавшихся работ, только ловить в объектив пейзажи - в августе в Якутии наступает осень со всеми оттенками солнечного спектра)



1. Долина реки Делянкир. Желтеющие лиственницы и краснеющие карликовые березки.



2.

Ближе к концу августа погожих дней постепенно становилось все больше. В один из таких дней мы, увидев что вода от палочек таки отступает, рванули на рекогносцировку дороги на предмет проходимости (заодно и ребят наших поискать). Увы, не прошли и четверти пути.



3. Попытались обойти речную дорогу по зимней тракторке на террасе. Насилу вытащили нашу "Жену Самурая" из болотины.



4. Средненерское плоскогорье.



5. Место впадения ручья Наледный в Делянкир. Вдали несется дождевой фронт. Пополняющий, блин, водотоки Делянкирского бассейна ниже по течению, а стало быть, транспорт с низовьев до нас опять не сможет добраться.

Нам еще грех было жаловаться. У нас хоть был запас продуктов с расчетом на два-три таких же участка.  Наши бывшие субподрядчики на ручье Наледный оказались почти в блокадных условиях - продукты подходили к концу, плюс партия рабочих, отработавших контракт, нуждалась в срочном вывозе. Наши бывшие субподрядчики были вынуждены потратиться на вертолетную доставку/эвакуацию (лучше не спрашивайте, в какую копеечку им это влетело). 
В роли ангелов-спасителей выступили хеликоптерцы компании "Икар". Они же попутно подобрали наших двух ребят, застрявших на пол-дороге к трассе и закинули к нам в лагерь.  Ниже приводится мини-фотосессия их приземления и взлета. Привожу её по трем причинам: во-первых, как я уже говорил, их появление хоть как-то разбавило окружающий пейзаж, с чем согласятся все студенты-геофизики, толпой кинувшиеся снимать вертолет на мыльницы, во-вторых - с целью отдать дань уважения "икаровцам", не раз и не два выручавших нас (про наши с ними приключения в нулевых можно повесть написать), в третьих -  просто из любви к авиации))



6. Ми-8 а/к "Икар" RA-24475. Выгружаются наши парни.



7.  Взлет и разворот вдоль косы р. Делянкир.



9. Разгон.



10.



11. Набор высоты и в конце - изящный разворот перед сопкой.

Постепенно количество дождей уменьшилось прямо пропорционально количеству работы.  Все, что можно было выкопать из-под почвы - выкопано, все из выкопанного - высушено, все из высушенного - просеяно и упаковано. Даже отчет почти написан. А если еще и хозяйственные дела сделаны - то отчего бы, выждав небольшого падения воды в реке, не отправиться за грибами-дичью на другой берег (на нашем - все скошено, кроме ягод на вершине сопки).



12. Терраса на левом берегу р. Делянкир. Старичное озеро.



13.



14.  К этому озеру протоптана масса звериных троп - лоси с оленями приходят сюда на водопой.



15. Правобережье реки Делянкир. Субвертикально залегающие пласты среднеюрских песчаников, алевролитов и аргиллитов, пересеченные парой разрывных нарушений. Наших девушек, отвечавших за тектонику и стратиграфию от этой стенки невозможно было оттащить (впрочем, не только от этой)).

Несмотря на постепенное охлаждение погоды, у нас во второй раз расцвела верба:



16.



17.

А мы, пользуясь освободившимся временем, принялись печь свой собственный хлеб. Технология в нашем случае проста: берется печка из развалин палатки хищников и ставится поодаль от палаток. Берутся кирпичи из развалин старательской столовой и идут на обкладку печки. Вся конструкция обмазывается глиной и землей и несколько часов как следует протапливается. Дальше берется заготовленное тесто, заливается в заготовленные формы и закидывается в печь (из которой предварительно выкинуты угли). Печь герметизируется и через пару часов жуем свежий хлеб.



18. Печник рядом с хлебной печкой.

Коль речь зашла о еде/питье, то нельзя не упомянуть о компоте из сухофруктов. Ужас моего детсадовского детства, он стал разнообразием чаю по вечерам.  А уж видели бы вы, как за его отходы - косточки ягод  дрались бурундуки, они за самку по весне так не сражаются, бьюсь об заклад)



19.  Победитель грызет излюбленное лакомство - абрикосовую косточку. Это "гыр-гыр-гыр-гыр" раздавалось вокруг нашего лагеря почти круглосуточно.

Тема изысканной пищи плавно перетекает в тему празднования Дней Рождения, количество которых в этот раз превысило запасы алкоголя. Первый д/р мы праздновали  водкой  под гитару. Следующие два  -  вином, виски и водкой под гитару. Следующий за ними - вином и водкой под гитару и северокорейское радио. Предпоследний -   небольшим количеством вина под блюз. Крайний -  чаем каркаде под  Zaz (да, мы и в полевых условиях не отстаем от музыкальных трендов).



20. День Рождения под плов, каркаде, морс и Zaz))



21.  Свечи с деньрожденного пирога, пущенные  вниз по Делянкиру.

Осень плавно перешла в зиму. Количество осадков не уменьшилось, они просто из жидких перешли в твердые:



22.



23.



24.



25. Кровать, схабаренная нами из брошенного старательского стана. В солнечные дни служила нам сушилкой для геохимических проб, в снежные стала деталью инсталляции, о которой речь пойдет ниже)

Заскучавший в ожидании вывоза личный состав кинулся проявлять креативность с мокрым снегом. Студенты ограничились восьмичасовой игрой в снежки, старший научный состав ограничился гибридами снеговика и икебаны:



26.

Младший научный состав, проявляя врожденный художественный вкус, явил изумленному взору местных духов снежную бабу (самую настоящую):



27.



28.

В охлаждении окружающей среды были и свои плюсы - вода в реке постепенно стала падать. Первой ласточкой с большой земли была шестиколесная амфибия, принесшая в своих грохочущих недрах охотника-депутата с помощниками, направлявшихся на сафари аж в верховья реки Мома (это еще километров сто к северо-востоку от нас):



29. Чудо-юдо отечественного автопрома.
Помнится, один из помощников, окинув ошалелым взглядом нашу Тойоту, оторопело спросил: "Вы что, сюда на джипе приехали?"

Простите за банальность, но вся прелесть томительного ожидания заключается в том, что оно когда-нибудь кончается. И когда в один морозные сентябрьский день за поворотом реки раздался, вместе с тарахтением нашего Хайлюкса, посланного за дровами, рокот дизельных движков, а затем показались очертания вахтовки и бортового грузовика, в лагере случился стихийный  праздник. Студенты на радостях обнимались и чуть не устроили вокруг транспортов танец счастья. Глядя на них, можно было представить себе, как встречали западные берлинцы самолеты с продовольствием во время блокады 48-го года))

Радость, как всегда, сменилась прозой. Требовалось уместить в один грузовик весь бутор, который был ранее привезен на двух бортовых. Все решили доски от каркасов, фанерки от столов и полов, молоток, пила, шуруповерт, ноги (для трамбовки), веревки, брезент и обилие ненормативной лексики. На осях Камаз не присел, но со стороны смотрелся внушительно:



30. Рабочий момент погрузки.

Но, как вы понимаете, в таком полевом сезоне даже вывоз не мог обойтись без приключений.

Об этом - в следующей серии.

Окончание следует.

Введение
Глава 1
Глава 2

Previous post Next post
Up