29 октября 2018 года в клубе (антикафе) КЦ "Вертикалье" в рамках деятельности Объединенного движения "Русская Философия" состоялся Куруглый Стол о Трансгуманизме.
Формат мероприятия был задуман как диалог, дискуссия "за"/"против", причем в философском осмыслении, то есть сравнение "концептов", ценностных основ этих концептов, смыслов и т.п. Но, трансгуманисты в своих выступлениях отказались признавать трансгуманизм философией, и, действительно, они рассказывали о трансгуманизме как социальной практике, общественном движении, которое в России сформировалось в начале 2000-х годов, переняв основные идеи (иммортализм-бессмертие, крионика, биохакинг и т.п.) у западных коллег. Философы пытались предъявить трансгуманистам аргументы понятийного характера, основанные на воззрениях классической философии, укоряли за потерю "человеческого" вектора в трансгуманистическом мировоззрении, за излишнюю приверженность технологиям и вере в науку, но ожидаемого отклика не произошло. Даже "русские космисты", увидевшие в трансгуманизме некую возможность "соработничества" по реализации "общего дела" Н.Федорова, - оживлению всех умерших (иммортализм), весьма огорчились "непониманием", даже несовместимостью неких исходных критериев мировоззренческого порядка ("перенос сознания" в "компьютер"), этическими и эстетическими противоречиями.
на фото - Валерия Прайд (трансгуманистическое общество), Анастасия Гачева (музей Н.Фёдорова), Елена Милова (активист движения за радикальное продление жизни).
Организаторы констатировали что "битвы философов" не получилось. Но, тем не менее было отмечено, что за любой идеологией стоит некое философское обобщение, и как раз "расчеловечивание" привычного образа человека, отказ от сложившейся ценностной основы, этики, возможность появления в будущем некоей "надчеловеческой" или "внечеловеческой" сущности и среды существования, моделирование катастрофического для большинства (не переживущего "сингулярность") будущего, - именно эти положения вызывают опасения, поскольку подобные философские идеи уже были основой идеологий в 19 и 20 веках.
В свое время Карл Маркс в работе о Фейербахе сказал, что "Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его", и это умозаключение, высеченное в камне на его могиле в Англии, служило основанием деятельности и его последователей, и, теперь трансгуманистов, которые сосредоточились на изменении той части мира, которую представляет сам человек.
Трансгуманисты были далеки от философии и философской культуры. Почему-то вспомнились разночинцы и Чернышевский, с его книгой-инструкцией "Что делать", которой зачитывался юный Ленин. Но, как говорил его преемник, - "других писателей у нас нет"... И, да, других созидателей образа будущего что-то незаметно, строительство "царствия небесного" в одной отдельно взятой стране почему-то не сложилось, а бюрократические нацпроекты развития создают только звуковую волну при их чтении вслух.
Ещё материалы по теме:
О "трансчеловеке" О "русском космизме" О "сознании и религии" сайт автора