"Даже отправяляясь в далекий поход, в мыслях своих не неси нелепицу"
Нестор.
Повесть Временных Лет. начало 12 в. н.э.
Нам теперь внушают о некоем государствообразующем влиянии православия (русского христианства).
Даже в ФЗ-125 "О свободе совести и о религиозных объединениях", в преамбуле формулировка несколько иная, - "признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры" (
источник).
Попробуем разобраться, что же это за роль, следуя совету древнего летописца.
Первая православная (христианская) правительница в Руси
была княгиня Ольга. Потеряв мужа, которого убили при сборе налогов, и отомстив убийцам, она крестилась при не вполне выясненных обстоятельствах (957г.). На момент ее перехода в христианскую веру, в Киеве уже существовал христианский храм и, соответственно была христианская община, похоронили Ольгу (Елену) в земле (11 июля 969 года), по христианскому обычаю, и через некоторое время признали святой. Сын ее и его дружина оставались язычниками, которые в 962 году изгнали посланного византийским императором священника.
Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона: «962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».
Источник:
http://stuki-druki.com/authors/Olga-knyaginya.php Штуки-дрюки ©
Следующий князь, принявший христианство и крестивший свою дружину, -
Владимир (также, как и Ольга, псковитянин, правивший Киевом с 978-980 г.). Вступив в правление, Владимир сначала расправился с киевскими христианами и обновил местное языческое капище. Крестился сам и покрестил своё войско между 986 и 988 годами по разным источникам, но в связи с совместными действиями с византийским императором и женитьбе на его дочери.
Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший, который одержал несколько побед: «и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов - а они его враги, - чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий ...И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя ...И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей».
Источник:
http://stuki-druki.com/authors/Wladimir-Velikiy.php Штуки-дрюки ©
В Новгороде крещению сопротивлялись силою, а вятичи так и остались язычниками до 13 века. Владимир правил самостоятельно, светски, начал чеканить монету, ему приписывается "Церковный Устав", определяющий компетенцию церковных судов, при нем образуется церковная иерархия, Русь становится митрополией (Киевской) Константинопольского патриархата. Фактически на Руси начинается образование собственной Церкви, при том, что государственность, как совокупность налоговой, военной и юридической систем, уже существовала достаточно давно, например 753 г. считается основанием города Старая Ладога, Псков в 903 г., причем это по письменым источникам, а по археологическим находкам образование городов относят к концу 6 века.
Фактически праздник "крещения Руси" празднуется Церковью как начало своего присутствия на территории Руси, никакого влияния на развитие государства, как системы управления, Церковь в это время не оказывала.
До нашествия монголов в начале 13 века (1236г.) Русская Церковь ничем особым не отметилась, кроме строительства каменных храмов и переноса святых образов и мощей Андреем Боголюбским из Киева во Владимир (1169 г.). Андрея Боголюбского некоторые считают первым "собирателем земель русских", он перенес столицу Руси во Владимир, при нем была основана Москва, как сторожевой городок на пути во Владимир, ему приписывают знакомство с крестоносцами, он ведет переписку с императором "Священной Римской Империи немецкого народа". Его резиденцию строят западные мастера. Он пользуется христианскими святынями для укрепления своей власти и возвышения Владимира над остальными русскими городами.
"Именно этого князя С. М. Соловьев считал основоположником обустроенной русской государственности, именно с ним он связывал зарождение, становление и развитие великорусской нации. Н. П. Павлов-Сильванский начинает от Андрея Боголюбского отсчет времени, завершившийся в XVI веке созданием могучего централизованного русского государства. (
источник)"
Но на государственность, как набор правил общественного поведения, повлияло в большей степени "татаро-монгольское иго", при котором власть толерантно относилась к религиозным культам.
"... татары относились с уважением к религиям и религиозным святыням других народов. Такая религиозная толерантность монголов прежде всего относилась к христианству, и это было связано, вероятно, с тем, что представители народа уйгуров, которые благодаря своей образованности занимали в ханстве многие руководящие должности, были несторианами (
источник)"
Закон "Ясы", военной организации управления, созданной Чингиз-ханом при помощи китайских мудрецов, прижился на русской земле.
«По мере того, как русские знакомились с монгольским уголовным правом, они становились готовыми принять некоторые принципы монгольского права, - утверждает Г.В. Вернадский. - Даже Владимирский-Буданов, который в целом преуменьшал монгольское влияние на Россию, признает, что и смертная казнь (неизвестная Русской Правде Киевской Руси), и телесные наказания (применяемые только к рабам в Киевской Руси) были включены в право Московии под влиянием монголов». В.А. Рязановский в своем исследовании также отмечал, что в сфере русского уголовного права результатом монгольского влияния было «введение смертной казни, наказания кнутом, пыток - чего не было в Русской Правде и почти не было в Псковской судной грамоте» (
источник). Там же:
"Всюду в «Ясе» мы видим строгую соподчиненность в административно-политическом отношении. Вот поэтому, видимо, российское самодержавие не имело аналога на Западе и было так близко и понятно для степной зоны Евразии. В вассальных уделах, в том числе и на Руси, монголами сохранялось прежнее правление. В то же время, оставляя старую династию во главе местной администрации, монголы одновременно ввели для контроля над деятельностью местных вассальных правителей специально назначенных наместников - баскаков, осуществлявших надзор за исполнением законов на местах, связь с метрополией, им было придано войско для сбора дани."
То есть на ораганизационно-правовые формы государственности монгольского периода Церковь в Руси не оказывала никакого влияния. Закончилось "иго" в 1480 году. (Мы не рассматриваем деятельность священников по сопровождению княжеских дружин в междоусобных войнах и "освящении" всякого рода стычек в борьбе за власть и имущество).
Следующий государствообразующий момент в деятельности Церкви - женитьба Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье), к моменту вступления в брак Иван был вполне сложившимся государем в Московском Царстве и фактически не нуждался в "сакральном окормлении", "духовной преемственности" от Византии, которая выразилась только в символическом отношении, но, Софья ввела свои порядки.
"Незатейливая жизнь государя и простое обращение с ним бояр не могли нравиться Софье Палеолог, знавшей о царском величии византийских самодержцев и видевшей придворную жизнь пап в Риме. От жены и особенно от людей, приехавших с нею, Иван III мог многое слышать о придворном обиходе византийских царей. Ему, хотевшему быть настоящим самодержцем, многие придворные византийские порядки должны были очень полюбиться. И вот мало-помалу под влиянием Софьи Палеолог стали являться в Москве новые обычаи: Иван III стал держать себя величаво, в сношениях с иностранцами титуловался «царем», послов стал принимать с пышною торжественностью, установил обряд целования царской руки в знак особенной милости (
источник)".
Никакого отношения к образованию Царства Московского во главе с Царем, Русская Церковь снова не имеет. Именно Софья приглашает Аристотеля Фиорованти для восстановления соборов в Кремле, именно он помогает в осаде Твери. Политика Ивана и Софьи приводит к появлению в Москве западных мастеров, лекарей. ученых и т.п.
При экзальтированном Иване IV Церковь снова в стороне от государствообразующих деяний Грозного Царя. Влияние священников на нервного государя неоднозначно, сохранилась в Успенском Соборе кафедра Иоанна Грозного, с которой он взывал к Господу в своих молитвах.
"... протопоп Сильвестр, переведенный Макарием в Москву из Новгорода и ставший царским духовником. Протопоп имел на молодого царя колоссальное влияние. Сильвестр постоянно напоминал Иоанну о той громадной ответственности, которую он несет перед Богом за вверенное ему царство. (
источник).
При Иоанне IV проводятся реформы Церкви (Макарьевские Соборы, Стоглавый Собор) которые готовят Церковь к самостоятельности, и закладывают основы будущего раскола и старообрядчества. Принимаются ограничения на рост церковных землевладений, духовенство становится подсудно только церковному суду и т.п. Конфликт царя с митрополитом Филиппом приводит к убийству Филиппа Малютой Скуратовым и ещё большим ущемлением имущественных прав Церкви. Влияние Церкви на государство можно считать негативным, церковники не устраняют конфликтов, а провоцируют их, отстаивая свою власть, пытаясь быть влиятельнее Царя.
"По смерти митрополита Кирилла в 1572 году собрался собор епископов для поставления нового митрополита. На этом соборе царь Иоанн Грозный произнес смиренную речь с просьбой о разрешение ему четвертого брака. Предпочитая не вмешиваться, собор разрешил ему жениться в четвертый раз и лишь наложил на него трехлетнюю епитимию, которую царь вскоре нарушил, а в последствии еще три раза женился уже без всякого церковного благословения. Именно в период правления митрополита Антония было созвано два собора в 1573 и 1580 годов, на которых были еще сильнее урезаны имущественные права Церкви."(
источник)
В Смутное Время, по смерти Бориса Годунова, к власти приходит будущая династия Романовых, первым царем становится Михаил, сын Филарета. (при Годунове русская Церковь становится самостоятельной (1593г.
источник), сам Годунов становится первым лицом в государстве в связи с прекращением прямого наследования по линии Рюриковичей, Годунов вводит налоги на церковные земли и торговлю. Роль "царя Бориса" в получении самостоятельности Церквью велика, именно царская казна оплачивает все приемы и подарки. При Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове происходит постепенное законодательное и фактическое закрепление крестьян (
источник), феномен "юрьева дня").
"При Борисе Годунове (Филарет) был в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I являлся Ростовским митрополитом, затем, в 1608-1610 гг. находился в Тушинском лагере. Возглавлял «Великое посольство» к польскому королю, был пленен. Вернулся на родину в 1619г. и стал фактическим правителем России при своем сыне-царе." (
источник) "После посвящения Филарета в патриархи царь заявил, что его отцу должна быть оказываема такая же честь, как и ему, и в России наступило «двоевластие». Полный государь в церковных делах, патриарх стал фактическим соправителем государства. Все грамоты они подписывали оба: впереди стояла подпись Михаила Федоровича, затем - Филарета, которому, как и царю, присвоили титул «великий государь». «В новом великом государе Москва... - по мнению С. Ф. Платонова, - получила то, в чем более всего нуждалась: умного администратора с определенными целями. Даже в сфере церковной Филарет был скорее администратором, чем учителем и наставником церкви». (
источник) Где тут "государствообразующая роль церкви", - неведомо, есть личное стремление к власти и личный административный талант. Про консолидацию "народного ополчения" во время Смуты промолчим, наблюдая за перемещениями Филарета по разным сторонам конфликта.
Про реформу Церкви при Петре I хорошо написано
здесь ..".с церковной точки зрения, задуманная царем Алексеем и проведенная патриархом Никоном реформа была разрушительной для Православной Церкви. Возврата к чистому византийскому православию не произошло, наоборот, Русская Церковь оказалась захвачена мощным польско-латинским влиянием и окончательно подпала под жесткий контроль государства. Стрелецкое восстание 1692 г., сопровождавшееся требованием возврата к старому византийско-московскому благочестию, было последней возможностью для руководства Церкви возвратиться к старой модели церковно-государственных отношений, но, к сожалению, ни Патриарх Иоаким, ни архиереи этой возможностью не воспользовались. Произошла тесная спайка между высшими властями государства и Церкви. Таким образом, епископат попал в тотальную зависимость от царской власти и оказался бессилен против петровского переворота. Возглавляли этот культурный переворот Петр и Феофан Прокопович. Вдвоем они образовали грандиозное здание того, что принято называть "санктпетербургской монархией и при ней синодальной церковью". На вершине этого здания стоял Царь Петр - "еретик и антихрист".
Не Церковь определила государственность, а государь определил место Церкви, как одного из институтов государственного управления. На этом мы закончим это короткое исследование "государствообразующей роли православия". Да, оно имело особенное значение для России, как инструмент удержания в подчинении сограждан, как "освящение", "небесное оправдание" самодержавия, произвола чиновников и крепостного права. Что и привело впоследствии и к бунтам 18 века, декабристам, недореформам 19 века, к тероору народовольцев, к революции 1917 года и фактическому концу династии Романовых - "симфонии" удержания в "крепости" "окормляемого" народа.