Несколько цитат М.М.Филиппова о философии и личности.

Oct 19, 2016 11:50

История сама о себе едва ли представляет интерес, если из нее не извлекаются выводы, имеющие значение для настоящего и будущего; важнейшим же результатом моего труда я считаю тот вывод, что все вообще философские системы, пытающиеся отделить себя от науки, окончательно от­жили свой век.
...
Работа философии должна быть существенно критическою, и система, ею построенная, должна иметь характер не собрания догматов, а сопоставления выводов, соответствующих современному состоянию знаний. Из этого, од­нако, вовсе не следует, чтобы наука, рассматриваемая, как целое, могла сама собою выполнить задачи философии, нуждаясь, в виде дополнения, лишь в теории познания. Дело в том, что рассматривать науку, как целое, только и возможно под условием действительного соединения разрозненных специальных наук в одно органически построенное целое, а такое соединение и составляет, по всей вероятности, основную и главную за­дачу теоретической философии. Можно сколько угодно пов­торять, что в сущности наука - одна, что все науки, и без помощи философии, представляют органическое целое, но эти утверждения будут не более, как бессодержательными фра­зами, до тех пор, пока мы не превратим отвлеченное единство науки в действительную связь между науками. А для достижения такой связи необходимо особое научное исследо­вание, не вмещающееся в рамки специальных наук.

http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/484-filosofiya-dejstvitelnosti

Далее, в своей предсмертной работе "Творчество личности" http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/522-tvorchestvo-lichnosti которая написана в традиционной форме обращения к собеседнику,он пишет:

человек в значительной мере сам создает свою личность, и что в этой личности действительно духовной ценностью обладает только то, что выработано им самим. Эта выработка своей личности, своего ума, чувства воли и характера и является главной творческой деятельностью всякого человека, все прочие виды творчества являются производными от этого основного вида....
...
Все мировоззрение каждого человека составляет в значительной мере результат его собственной деятельности и оно тем более ценно, чем более самостоятельности обнаруживается в этой деятельности, но это положение я распространяю даже на наши элементарнейшие представления, действительную ценность из них имеют для нас лишь те, которые или выработаны, или по крайней мере переработаны нами самостоятельно. В этом смысле я и говорю, что мир для нас таков, каким  мы его сами для себя делаем.
...
исходная точка зрения, которой я здесь придерживаюсь, уже определяет отношение, которое мною будет усвоено по отношению к верованиям, традициям, всем тем сторонам нашей психической деятельности, которые характеризуются, главным образом, своей пассивностью. В то время как научные и моральные убеждения человека вырабатываются путем размышления, борьбы, непосредственной практической деятельности,  верования, в настоящем смысле этого слова, принимаются пассивно. Уверовать значит подчинить себя известному авторитету, отказаться от активного критического отношения к предмету веры. Всякая попытка отожествить веру со знанием является, поэтому, мертворожденною...
и далее:
Все предметы внешнего мира представляются нам не иначе, как в пространстве и времени. Но что такое пространство и время, как не особые способы связывать между собою отрывочные явления? Показания наших чувств дали бы совершенно хаотическою массу впечатлений, если бы мы не обладали способностью сочетать их в связные группы или ряды, расположенные по совместному существованию (т. е. в пространстве), или же в отношении последовательности (т. е. во времени). Эта связующая способность нашего сознания, т. е. известный процесс связывания материала, доставляемая ощущениями, и есть то, что Кант назвал формами чувственного созерцания. Он был прав в том отношении, что ни пространство, ни время   не какие либо вещи и не что-либо от нас независимое и якобы присущее вещам самим в себе. Пространство и время, действительно, находятся в „мыслящем субъекте", а не в объектах, все попытки опровергнуть это положение Канта и показать, что существуют пространство и время, представляющие свойства самих вещей, или даже, что существует некое абсолютное пространство и абсолютное время, независимое от наполняющих их вещей и событий, эти попытки показывают лишь недостаточное понимание доводов Канта. Уничтожьте мысль, устраните все мыслящие и чувствующие существа и что останется от пространства и времени? Связь во времени и в пространстве есть та связь, под которою явления чувственного мира представляются нам, т. е. мыслящим и чувствующим существам, а потому мы вовсе не в состоянии судить о том, в какой связи „представлялось бы" все в мире, если бы никаких чувствующих и мыслящих существ в нем не находилось ...
....
Всем известно также, как сбивчивы представления о течении времени у маленьких детей, которые не на словах только, а и на деле, не могут ясно различить „вчера" от „завтра", ожидаемого в будущем от воспоминаемого в прошедшем. Все это показывает, что ни пространство, ни время не представляют каких -либо готовых, заранее отлитых форм, в которые затем размещается чувственный материал, но являются связями, вырабатываемыми в самых актах чувственного восприятия и логического мышления, почему и характер этих „форм" или лучше связей, оказывается крайне изменчивым и в значительной мере обусловленным самым связываемым материалом...

философия, наука, Среда Обитания, Вселенная, сознание, Время, программирование будущего

Previous post Next post
Up