Когда в далеком 197. лохматом году я менял диск "роллингов" на книжку Э.Т.А.Гофмана в мягкой обложке, я не знал, что Гофман был музыкантом, более того, он обучал музыке и расширение своего имени "Амадей" позаимствовал у Моцарта (и ходил учиться на юриста в университет, где философию преподавал Кант).
Про Оффенбаха я тогда только слышал, а про его оперу о Гофмане конечно ничего не знал.
И когда со сцены Музтеатра им.К.Станиславского зазвучала песня о маленьком уродце Цахесе по прозвищу Циннобер, перетягивающем на себя таланты и подвиги окружающих, сам из себя ничего не представляя, мне вспомнился Роллинг Стоунз. Ну не мог я их слушать. Из двух дисков только одна композиция вдохновляла (Рубиновый вторник) и одна зажигала (Удовлетворение). А Гофман держал и не отпускал. Книжка была прочтена дважды. Никакого отношения к общепринятой интерпретации "Щелкунчика" и опере Чайковского. Восточные маги с волшебными сладостями. Иерархия вселенных, проникающих друг в друга и влияющих на обычные поступки обычных людей. В любом месте обычного мира есть возможность перехода в другой, основанный на иных, магических принципах мир. Стоит только внимательно присмотреться и научиться правильно играть на правильном инструменте. И, как старые обои, заворачиваясь, открывают фреску Леонардо, так и колеблемый мелодией воздух, сворачивается пыльным облаком и открывает мерцающее звездами небо.
И вот Гофман со сцены поет о Цахесе, а потом рассказывает о четырех дамах, покоривших его сердце. И магия не отпускает, и кажется, что музыку писал не только Оффенбах, но и Гофман, и даже Моцарт правил партитуру...
Механическая кукла физика, венецианская карнавальная маска, умирающая певица, и примадонна.
Эх, катящиеся камни, накрывающие звуками перемещения восторженных слушателей, кто же столкнул вас, заставил совершать эти нелепые движения и извергать эти скрежещущие звуки?
Просто кто-то споткнулся, приоткрывая футляр с инструментом и потом долго смотрел краем глаза, прищурясь, и настраивая мир на восприятие.
Еще пара тактов и вот солнечный луч мигнул и пошел вверх занавес дождя, открывая волшебный мир в отражениях вымытых крыш и блестящих окон пряничных замков.
http://www.stanmus.ru/performance/73