Швейцария не страна вовсе, а огромный банковский сейф, который некогда властители мира учредили, чтобы. Чтобы что? Начиная разбор Швейцарии, я хотел проверить подобные домыслы и посмотреть на причины, по которым Швейцарские банки занимают топовые места в мировых рейтингах, как так получилось, что почти половина частной собственности мира находится в их управлении. Хотелось понять, чем эта страна такая классная и кто во всем виноват.
Задаваясь вопросом «что мы знаем о Швейцарии?» в памяти всплывает сыр, компания Нестле, часы, банки, гвардия, нейтралитет. В данном случае, меня интересуют больше всего банки - чем они такие особенные. В Швейцарии действует закон о банковской тайне. Это работает примерно так: у тебя есть частный банк. В твоем банке есть счета не только именные, но и номерные, скажем для простоты - с повышенной степенью анонимности. При этом, если какое-то ведомство какой-то страны запрашивает информацию о твоих вкладчиках, ты имеешь право постучать по табличке «банковская тайна» и отправить этот запрос на уровень политический, мол - решайте с Швейцарским правительством, а у меня есть полное право нихрена вам не сообщать. Таким образом, твои вкладчики всегда под крылышком, и это привлекает капиталы. Долгое время эта схема работала как швейцарские часы. В последнее время позиции стали сдавать, идут на уступки под давлением всяких там стран и уже даже готовы в значительной степени отказаться от этого закона.
Возникает вопрос - как так вышло, что какая-то маленькая страна стала скрывать чьи-то там капиталы, вызывать недовольство других стран (читай капиталов) и при этом не огребла? Ведь это закон природы: если кто-то маленький залупается на больших, он опиздюливается. Швейцария почему-то не огребает и это любопытно. Необходимо узнать, когда и как возник этот закон о банковской тайне, что ему предшествовало, как вообще возникла такая страна. И тут мы отправляемся в далекое прошлое.
Нужно нащупать в истории Европы тот момент, когда началась вообще Швейцария. Это объединение самостоятельных кантонов, управляемое общим правительством. Кантоны - это типа районы по-нашему. Несколько близких географически, родственных по истории городов и деревенек. Ну, типа есть у тебя город, горстка деревень вокруг, у них есть регулярные собрания для решения общих вопросов и регулирования общественных отношений - вот тебе и кантон. Так вот, первое значимое объединение таких кантонов случилось 1291 году. Но до этого тоже была история, правда, в ней вряд ли можно найти четкую связь с банковской тайной.
Но для полноты картины: в еще более давние времена, когда мир был напрочь античным, по предположительной версии на местах будущей Швейцарии были всякие не особо умные племена. Потом случается падение Римской Империи и вообще начинаются замесы по всей Европе. Все куда-то бегут, кого-то мочат, грабят корованы и получают знания более развитых племен и государств. Короче, котел истории кипит. В этих альпийских местах заседают всякие мутные ребята, периодически дерутся друг с другом, с теми, кто в будущем сформирует Германию, Францию, Австрию и Италию. Короче, куча всего происходит в эпоху с нулевого года по 1200-ый. Нас тут особо не волнует, кто эти ребята по своему глубоко историческому происхождению, можем придерживаться версии, что чуваки от Габсбургов, можем представлять себе абстрактных ребят, эдакий компот из представителей смежных в будущем государств. Короче говоря, история идет, и на стыке вполне себе государств оказывается непонятно кому принадлежащее Альпийское пятно в виде прототипа Швейцарии. И на этом пятаке пересекаются интересы различных объединений людей. Тут все замешано - средневековые капиталы, религиозный и политический ресурс. И в общем-то на почве этих вечных тем развязываются и завязываются конфликты. Короче, игра престолов во все щели. Более того, территория будущей Швейцарии содержит в себе Сент-Готтардский проход - это такая штука, позволяющая более-менее удобно передвигаться в сторону Италии, минуя ебейшие горы. В общем, удобный транспортный маршрут. В целом, что такое будущая Швейцария - это горстка деревень и городков, монастыри и траснпортный узел в горах. Кругом леса и немного озер. Вот и все, что такое Швейцария. Тут селяне живут пушниной, выращивают че-то, постепенно осваивают ткацкие штуки и агрономию. Короче, деревенщины живут своей деревенской жизнью. География как бы решает. Ну, а другие страны, имеющие иные условия для развития и более другую историю уже такие крупные, че-то решают, че-то ссорятся. И втягивают в это дело мирных лесно-горных жителей. То ли эльфы, то ли гномы, хер пойми, кто эти Швейцарцы. Вот такая вот картинка вырисовывается ко временам первого союза кантонов.
Собственно 1200 какие-то годы: Габсбурги держат кантоны Ури, Швиц и Унтервальден. Тут влетает в 1231 году император Священной Римской, мать ее, Империи, типа выкупает Ури, а заодно говорит, что Швиц теперь будет под ним. Габсбурги огорчились, и началось перетягивание одеяла. В этой войне, говорят, возник союз трех кантонов, которым по сути надоела суета и вмешательство в их жизни, они решили обороняться от всех. Ну, формально они не залупились ни на какие крупные страны, признавали, что являются подданными разных государств, но определили, что если что, то в первую очередь они втроем друг за друга, а уже потом - все остальные. Короче говоря, война пошла дальше, Габсбурги все же загнули пару кантонов и союз распался.
Первого августа 1291 года, никто толком не говорит почему, но союз написал бумагу. Причем лишь намного позже эта бумага появилась на латыни, что как бы намекает, кому это было нужно. Этой версии придерживаются Швейцарцы с 1890 года. Раньше все верили в Вельгельма Телля (кстати, забавный был сериал), и в его участие в создании государства.
Позже, в 1307 году, опять же Римский Император начинает выписывать бумаги, подтверждающие независимость кантонов, отчего у Габсбургов начинает припекать. Цюрих тогда был еще под ними, например. В общем, случается замес на территории одного из кантонов, в котором союзные войска «селян» в засаде навешивают пиздюлей рыцарям из Австрии. С тех пор, по названию Швица всех их и прозвали Швейцарцами, хотя кого это ебет.
Ну, а дальше - дело времени. Замесы вряд ли прекратились полностью, но со временем свободы у кантонов становилось больше. И кантонов в союзе прибавлялось. Потому что нахрена ходить под каким-то непонятным государством, которое тебя доит, когда можно мирно и демократично жить в союзе с соседними районами? Короче, Римская Империя и Австрия, чтобы поднасрать друг другу стали отписывать друг от друга спорные территории, а территории долго не думая вступали в «Швейцарию». Так и было. При этом, разумеется, прокачавшиеся в боях селяне не брезговали «освобождать» соседние кантоны. Таким образом территория союза расширялась, в его составе были равноправные кантоны, а иногда появлялись и те, которых они нагибали в свою пользу, короче, не такие уж демократичные и справедливые эти ребята были. Как только стали похожи на государство, превратились в такие же государства-разбойники как и все на планете. Наверное, это что-то из уровня биологии и от этой схемы поведения не уйти. При этом долгое время союзные кантоны признавали свою подчиненность Римской Империи, однако, сами по себе они большой значимости ни для кого не представляли и постепенно высвобождались.
Так, например, в 1400 году Цюрих откупился от империи и перестал платить налог вообще, а в 1425 году получил от Императора (хотя кому нахрен нужно было его разрешение) право чеканить монеты. Стоит отметить, что речь идет о валюте Римской Империи, она была там в ходу. Немаловажный факт, на самом деле. Так как здесь можно увидеть, что изначально «банковская система» Швейцарии была связана, а чего врать - порождена, Италией. То есть, на тот момент таких прям Банков в Швейцарии, наверное, не было, но рынок был, были менялы и ростовщики, были банки с маленькой буквы. Можно предполагать наличие прототипов частных банков. Однако упоминаний о них как-то нет.
К слову: правительственный банк существовал с 1157 года в Венеции. Это Италия, условно говоря. Ну, а самый старый банк Италии, существующий по сей день основан в 1472 году в Сиене «Monte dei Paschi».
Подведем промежуточный итог: образование Швейцарии как объединения независимых ни от кого кантонов было выгодно изначально Италии, желавшей ослабить Габсбургов. Италия своими деньгами, весьма поспособствовала развитию Швейцарского союза. В дальнейшем же просто потеряла контроль над своей дочуркой и осталась не у дел.
Важная особенность исторического формирования Швейцарии в том, что это объединение независимых ни от кого достаточно маленьких экономических образований. Отсутствие жесткого центра это прямая дорогая к расцвету частного капитала. Ну, а если на пальцах: когда никакой царь не отбирает у тебя хлеб и деньги в пользу себя и своих «феодалов», то народ, то есть семьи и объединения семей, живут сытнее и проще разрастаются, формируя тем самым множество влиятельных экономических группировок. При этом Швейцарцы в своих кантонах свободно торговали с другими странами и вообще всячески дружили «семьями». То есть дорога для вливания средневековых капиталов была открыта. Закрыты границы были только от вооруженного влияния на жизнь швейцарцев.
Время шло, горные эльфы развивали свою экономику. Страна вставала с колен. Тут важно вспомнить, что для того, чтобы Швейцария стала страной - ее независимость должны были признать другие страны, рулившие в то время. При этом постоянная суета и борьба за кантоны не радовала мирных эльфов, им все время приходилось балансировать между несколькими государствами и занимать в конфликтах ту позицию, которая прежде всего будет выгодна Союзу. При этом между кантонами тоже были терки, и вся эта кутерьма была как бы не под стать мирным пейзажам. Где-то в это время и зараждается потребность кантонов в нейтралитете. Чем каждый раз бегать и прыгать, доказывая, что ты не москаль, проще вообще не участвовать в разборках, не касающихся тебя напрямую. А союзные территории защищать всеми силами - так проще, чем по отдельности.
Одним из формировавших идею нейтралитета называют Никлауса фон дер Флю (1417-1487), фигуру почти такую же мифическую как Вильгельм Телль. Был он или не был, говорил или не говорил того, что ему приписывают, однако мы-то понимаем преимущества нейтралитета. Вот, представьте, что у вас есть несколько деревень и городков, каждый по своему национальному составу и географии тяготеет к какому-то более крупному соседнему государству. Но вас, как человека мудрого, интересует качество жизни конкретно ваших вот этих нескольких городков. Поразмыслив, становится ясно, что самый простой способ не осложнять жизнь ваших людей - не позволять никакому из кантонов выступать в интересах какого-то левого государства. Если же кто-то будет втягивать в конфликт вас силой, то всегда можно собраться всей толпой в лесах и оврагах и надавать пиздюлей соседям, зашедшим на вашу территорию. Но это нам-то понятно. Швейцарцам это так очевидно не было.
Швейцарские селяне прокачались в военном деле, а учитывая, что по лесам и горам они скакали аки звери, то в боях на этой местности им не было равных. Ребят стали привлекать все чаще как наемников. Крутые швейцарцы стали использоваться в качестве охранников у всяких важных персон, но это было несколько позже. Участие селян то на одной, то на другой стороне. Тут кантон отработали, там отхапали. Союз разрастался.
В итоге в 1513 году, Швейцария состояла из 13 равноправных кантонов и чуть позже была доведена территориально до той формы, которую занимает сейчас. Интересный нюанс: большие любители теории заговора говорят о существовании в мире 13 влиятельнейших семей, именно столько штатов подписали декларацию независимости в 1776 году (речь об Америке и независимости от Британии, кто не в курсе). Может показаться, что 13 влиятельных чертят, ой, простите, семей, в шестнадцатом веке еще пытались поделить себе мир и сделать маленькое государство только для себя. Но что-то пошло не так, и потом эти же семьи еще и США создали. Ну, мне вот в это слабо верится, учитывая, что те же Ротшильды официально поднялись лишь в 18 веке. Можно, конечно, добавить ерунды, сказав, что Швейцария по своему происхождению, читай, языку, ближе всего к Германии, а именно там появилась вышеупомянутая фамилия. Как бы там ни было на самом деле, этот нюанс нас к швейцарским банкам не приближает.
Чуть позже случился важный замес между германскими наемниками со стороны Франции и швейцарцами в районе Милана. Было это в 1515 году и называется битвой при Мариньяно, швейцарцы проиграли. Говорят, 29 ноября 1516 года Франция и Швейцария подписали вечный мир. Швейцария отказалась от своих притязаний на Милан. Дальше ей особо в военных делах не везло, да и стало понятно, что охуевать во все стороны не безопасно. В общем как-то так и был заложен камень в фундамент нейтралитета. Однако, это лирика, и нещщитово вообще, так как на тот момент Швейцария вообще страной еще не считалась.
Собственно, за страну ее стали считать по итогам Тридцатилетней войны, с подписанием Вестфальского мирного договора, это 1648 год. Собственно, война поднялась на почве вечной дележки ресурсов и нагибания одних правящих династий другими. Тут как раз заварилась каша между католиками и протестантами, и пошло поехало, и на тридцать лет котел Европы забурлил. По итогу, важные люди обо всем договорились и совместно решили, что Швейцария совершенно независима от Священной Римской Империи. Вряд ли последняя этому была сильно рада. В общем, положение Швейцарии на карте формализовалось. Но все еще непонятно с нейтралитетом. Также непонятно, кто именно и почему решил все-таки признать независимость Швейцарии. Кому это было выгодно? Известно лишь, что Швейцарию в этом вопросе представлял мэр города Базеля Иоганн Рудольф Веттштейн. Но связи с кем бы то ни было супер-влиятельным отследить сложно. За давностью лет исследование этого вопроса может затянуться. Проще подняться по лестнице годов чуть выше и увидеть фигуры, явно стоящие за положением Швейцарии в мире.
Промежуточные итоги: предпосылки к нейтралитету сложились исторически ввиду ее особого положения на карте. Короче говоря, ничего необычного в этом отрезке времени не найдено.
Дальнейший значительный шаг к тому, что мы видим в Швейцарии сегодня - признание ее нейтралитета. То есть, договоренность мировых правителей о том, что Швейцарию трогать не стоит. Случилось это после Наполеона. Тот парень прыткий, решил опять что-то перекроить на карте, втянул Швейцарию в войну с Австрией и понеслось. Снова бурлит котел и по итогу пишут бумагу на Венском конгрессе 1815 года и признают Швейцарию независимой и нейтральной. Ну, то есть, прям вообще-вообще независимой и нейтральной. Ведь в принципе, великим разбойникам Европы не стоило труда взять и разорвать это государство на части. Но почему-то они этого не сделали.
Вот тут уже проследить процесс удается. За Швейцарию на этом конгрессе топили Александр I и пара веселых ребят: Каподистрия и Шарль Пикте. При этом упоминается, что от каждого кантона были свои представители. Но это уже не столь важно. Документы внутреннего устройства Швейцарии писали как раз эти два замечательных дипломата. Каподистрия под Александром первым бегал, и после трюка с независимостью Швейцарии отправился в Грецию, где были вообще свои движухи и по итогу его замочили. Шарль Пикте же был непонятным мужчиной из Женевы. Правда легко гуглится существование банка с его именем, и упоминание влияния его семьи на основателей этого старого банка (Pictet & Cie, 1805 год). И если интересы банкирообразного Шарля в этом процессе понятны, то нахрена это нужно было Александру I ? На ум приходит Фредерик Сезар Лагарп, учитель Александра первого. Собственно, мужчина из той самой Швейцарии. Привил императору гуманистические идеалы Руссо. Кстати, говоря, Александр I по секрету просил своих умных ребят разработать проект раскрепощения крестьян. То есть, можно бы все записать на счет большого гуманизма русского императора, но есть и вполне разумный довод: император хотел избежать доминирования на континенте какой-либо страны, старался за многополярную Европу. А сделать независимое нейтральное государство в самом центре Европы, да еще и задружиться с ним - большой плюс для Империи. Хотя можно тут оставить место для фантазии на скрытые от глаз игры династий, масонов разных мастей и новых богатеев, появляющихся век от века.
Вот, в девятнадцатом веке заметен рост Швейцарии. Банки есть, независимость и нейтралитет есть. Стабильность со всех щелей. В 1848 году под шумок в Европе принимают свою конституцию, весьма схожую с конституцией США. Видные деятели типа Альфреда Эшера проталкивают нужные себе законы. Организует строительство железной дороги, а заодно и свой банк 5 июля 1856 года, как Schweizerische Kreditanstalt, позже ставший Credit Suisse Group, действующей и по сей день. Вливаний денег Ротшильдов или Рокфеллеров не замечено. За давностью лет и не видно ничего.
В 1862 году возникает новый банк как объединение промышленников Швейцарии. Несколько успешных семей учреждают свой банк. Топовый на сегодняшний день. UBS. Здесь и семья металлургов и текстильщиков. Частные капиталы объединились. Насколько они Швейцарские по происхождению можно посмотреть, но выходит - что швейцарцы, местные ребята все.
В 1872 году в конституцию вносятся поправки. Интересы Швейцарии перевешивают интересы кантонов. Под Швейцарией уже понимается совокупность людей, по экономическим показателям имеющим власть. Декларируется право Союза создавать законы о банках, страховании, железной дороге, и прочем. Кантоны недовольны, что над ними теперь есть те, кто все-все будут решать и не принимают эту конституцию. В 1874 году, делаются уступки в пользу кантонов, но в целом, все принимается, как это выгодно бизнесу.
В 1880 году в Цюрихе открывается биржа. К слову национальный банк Швейцарии основан лишь в 1907 году. И у него весьма скромные активы. Зато частные банки рулят. Да еще как.
В первую мировую войну ребята, прикрывались принятой раньше вечной независимостью и нейтралитетом, сосредоточили свои войска на границах на случай вторжений, но поиметь их никто не захотел. В итоге страна стала укромным местечком для революционеров, деятелей искусства и людей, желающих сберечь свое бабло от грабежа. Тут можно предположить первую волну вливания денег. Но чтобы это подтвердить. Нам потребуются отчеты банков за этот период. Которые никто никому не покажет, сославшись на банковскую тайну.
Закон о банковской тайне принимается незадолго до второй мировой войны. В 1935 году. Понято уже, что на тот момент интересы частных капиталов в стране продвигаются очень запросто, люди с баблом у власти, у народа почти демократия, по устройству страна выглядит как государство государств. Закон о банковской тайне, собственно, делает швейцарские банки еще более привлекательными. Создается как будто специально для организаций, финансирующих все движухи в мире того времени. Короче говоря, транспортный узел с этого момента окончательно оформился в финансовый узел Европы. Настоящий пупок, питающий всех и вся. Дальше уже - дело техники.
Итого: почему Швейцария? Потому что так сложилось исторически. То есть, можно проследить кто влиял на ключевые моменты формирования Швейцарии, но не видно ни одной конкретной фигуры или организации, в чьих интересах бы это формирование происходило в долгосрочной перспективе. В разное время в интересах разных государств и деятелей. Нужно более детальное изучение каждого пункта этой истории, чтобы понять, кто тут всем рулит. Попытавшись распутать исторический клубок Швейцарии, я лишь разочаровался и устал. Изучая исторические связи становится сложно верить в теории о 13 правящих семьях. Все намного сложнее и многослойнее, чтобы объяснялось простыми теориями заговора. Мое маленькое восхождение на альпийские вершины Швейцарии в поисках ответов закончилось желанием как следует обо всем этом не думать. Лучше послушать песенку и поглазеть на пейзажи.