Платформистская партия и психосекта в одном флаконе

Jan 15, 2013 11:34

В последние годы все большую активность проявляет так называемая «Революционная конфедерация анархо-синдикалистов имени Нестора Махно» (РКАС) во главе с С.Ш. из Донецка (Украина) (псевдоним «Самурай»).  Созданная в 1994 году на Украине как группа, проявлявшая интерес к анархо-синдикализму, но отказавшаяся вступить в МАТ, РКАС несколько раз почти полностью меняла свой состав. Неизменным оставался только сам лидер, который увлекся восточными единоборствами и в середине 2000-х годов решил перестроить свою группу на этой основе. Несколько лет назад он перенес деятельность РКАС на международный уровень, завербовав отдельных людей из ряда других стран, которым было поручено создавать новую интернациональную организацию под тем же названием «РКАС». Правда, через короткое время этот мертоворожденный проект развалился, как карточный домик: зарубежные участники, насмотревшись на диктаторские нравы, предпочли с громким скандалом удалиться.



Согласно уставным документам, которые РКАС до сих пор предпочитает не распространять открыто, речь идет о международной анархической идеологической организации. Именуя себя по-прежнему «анархо-синдикалистской» (как назывались прежние организации С.Ш. в 1990-х годах), РКАС стремится создать рабочие и студенческие союзы под своим руководством и контролем (так, на Украине были образованы небольшие «Всеобщая конфедерация труда анархо-синдикалистов», студенческий союз «Единство» и несколько кооперативов; все они - явный миф).

Как организация, РКАС построена жестко иерархически. Съезд выбирает центральный ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ орган - Оргбюро, которое, по существу, и сосредотачивает в своих руках всю власть.  В состав Оргбюро входят генеральный секретарь и его заместитель, интернациональный секретарь, редактор центрального печатного органа газеты «Анархия», командир «партийной» милиции - «Черной Гвардии», финансовый директор, руководитель Медиа-центра РКАС, представитель создаваемых при РКАС «профсоюзов» (http://anarhia.org/forum/viewtopic.php?p=297179&sid=a00266d862e2e85ce8305ed996236eef#p297179)

Формально Оргбюро лишь консультирует и информирует местные секции, но на практике, его решения и действия носят не технический, а распорядительный характер. Именно оно кулуарно принимает важнейшие политические и тактические решения, которые затем просто одобряются на съездах. В рамках отдельных стран формируются отдельные Национальные секретариаты. Иными словами, речь идет о международной структуре - новом анархическом Интернационале. Причем, с наличием вертикальных структур. Как заявлено на конференции РКАС 2011 г., «вопросы распределения обязанностей решено было решать в рабочем порядке, через горизонтальные и вертикальные связи внутри организации". (http://rkas.org.ua/forum/viewtopic.php?p=37326&sid=ef302b9c0aa9aa0b47d533f1fbe0425f#p37326).

Вступая в РКАС, новый член организации рассматривается как человек, принесший клятву. Как было сказано на конференции 2011 г., «ведь вступая в РКАС ты клянешься перед лицом своих товарищей. И товарищи смотрят на тебя». Вышедший из организации рассматривается как  «дезертир с фронта Анархии» и «предатель своих товарищей» (http://rkas.org.ua/forum/viewtopic.php?p=37326&sid=ef302b9c0aa9aa0b47d533f1fbe0425f#p37326).

Внутренняя жизнь в организации (по крайней мере, в ее эпицентре - Донецке) крайне авторитарна. Один из бывших участников (ушедший, что характерно, к фашистам - очевидно, туда было ближе) свидетельствовал:

«Дисциплина в Р.К.А.-С., Революционной Конфедерации Анархо-Синдикалистов объективно зашкаливала. Вернее, пыталась. Три раза в неделю тренировки, один раз - общее собрание, помимо этого, конечно же, «поточная работа» - расклеивание листовок, агитация на предприятиях, диспуты и т.д. Если выполнять всё, чего от тебя требует «революционный долг», то времени остается только на поспать. Поэтому, наверное, немногочисленные члены организации и пропускали то одно, то другое мероприятие, пытаясь разгрузить личный график. Позже, читая «Сектоведение» Александра Дворкина я не раз улыбнулся: «В тоталитарных сектах адепту не оставляют времени остановиться и обдумать свои действия. Он постоянно окружен вниманием «братьев и сестер», загружен многочисленными обязанностями...» - да, так оно и было. Плюс, конечно же, устойчивый моральный прессинг: эту группу слушать нельзя, т.к. музыканты - фашисты. (...) В общем, количество запретов вызывало вопрос: ведь боремся вроде за всеобщее освобождение, почему же так много «нельзя»? Личный состав оставлял желать лучшего. Харьковское «крыло» в перерывах между попойками мечтало о терроризме, на любые контраргументы отвечая, что революция не делается в белых перчатках. Донецкое все искало каких-то «нацистов», которых в городе было раз-два, и обчелся. К тому же, люди приходили молодые, горячие. Каждый думал: ну вот, еще полгодика, и назреет революционная ситуация. А между тем ничего не происходило, да и не могло (…) Поэтому побыв какое-то время «в рядах», люди уходили. Ушел и я» ( http://donbassrus.livejournal.com/285983.html)

На другого бывшего участника РКАС из Киева вождь организации «Самурай» лично набросился с кулаками за публичное высказывание несогласия с его мнением. Члены РКАС в Киеве постоянно угрожают другим анархистам применением насилия.

Хотя это не закреплено в уставе и программе, лидеры РКАС часто называют свою организацию «платформистской», основанной на печально известной «Платформе» Махно и Аршинова 1926 г. Напомним, что, согласно этому документу, который «платформисты» пытались навязать всем анархистам, «задача анархистов в рядах революционного профдвижения может быть выполнена в том случае, если их работа там будет теснейшим образом связана и согласована с деятельностью анархической организации вовне синдиката. Иными словами говоря, мы должны входить в рев.профдвижение в качестве организованной силы, ответственной за работу в синдикатах перед общей анархической организацией и руководимой этой организацией».

Один из участников, пишущий на форуме РКАС в Интернете, называет ее «ЛУЧШЕЙ русскоязычной платформистской организацией (http://rkas.org.ua/forum/viewtopic.php?p=37734&sid=8ca7f7397a04c4c9b4df21e897eafa25#p37734)

«Организация - это дисциплина, это единство, это общая стратегия. Организация - это сплоченная сила, анархическая армия, ударный кулак» (http://rkas.org.ua/forum/viewtopic.php?p=37325&sid=ef302b9c0aa9aa0b47d533f1fbe0425f#p37325)

«Самурай» открыто пишет о намерении взять под свой контроль все движение анархо-синдикалистов и сторонников либертарного коммунизма.  На одном из анархических форумов он так и заявил: «Товарищи анархисты левого края - синдикалисты, коммунисты, революционеры! Давайте объединяться! Единая организация!!! Хватит сидеть по местным тусовкам, это разъединяет силы! Наиболее приемлемая платформа для объединения - это РКАС, ее документы и опыт. Вступайте к нам. Время не ждет! Не разъединяйте, а объединяйте, в этом сила анархистов, в единстве. Хватит болтать - действовать!!! Программа РКАС и ее устав - это знамя для объединения - иначе не создать массовую организацию!» (http://www.makhno.ru/forum/archive/index.php/t-33.html).

Заметим, что аппетиты «Самурая» простираются весьма широко. Когда на форуме РКАС была помещена информация о конгрессе мексиканских анархистов, один из членов организации написал: «Жаль, что это не РКАС-Мексика». На что «Самурай» ответил, якобы в шутку: «Все еще будет, товарищ» (http://rkas.org.ua/forum/viewtopic.php?f=19&t=3660&sid=44b8af7c72626616c49d072c7850f57e)

На конференции РКАС в 2007 году было заявлено: «Нужна всеукраинская (и по возможности общероссийская и вообще безграничная) единая организация левых революционных анархистов. Этой организацией мы видим РКАС, поэтому все кто с нами согласен и хочет работать вступайте в РКАС (...)" (http://vkt155.mylivepage.ru/blog/index/)

Тем не менее, можно сказать, что РКАС является «платформистской» анархо-партией лишь на одном из уровней - так сказать, среднем. На самом «низовом» она готова вербовать в свои ряды любых желающих, независимо от их взглядов, лишь бы они проявляли интерес и лояльность. Так в РКАС оказываются не только люди, которые не собираются и не могут заниматься никакой синдикалистской деятельностью, но даже прямые противники либертарного коммунизма. В ее рядах оказываются также «инсуррекционалисты», контркультурщики, приверженцы «анархо-капитализма» и даже националисты. Так, один из членов РКАС любит ходить в футболке с надписью «Я - русский!». Такие майки носят русские националисты. На вопрос, одобряет ли это лидер РКАС «Самурай», упомянутый член РКАС ответил утвердительно.

Поразила дискуссия между членами РКАС из Воронежа и неофашистами на одном из форумов города Воронежа о том, кто из них эффективнее борется против существующей власти.

Одним из способов вербовки сторонников для РКАС является беспринципная инфильтрация - «энтризм» по троцкистскому образцу. Так, в 1990-х гг. лидеры РКАС вступили в союз с низовыми профсоюзными чиновниками из реформистско-бюрократического «Независимого профсоюза горняков», вербовали их в РКАС и помогали им в ведении пропаганды. В 2000-х гг. лидеры РКАС вступили в «Союз анархистов Украины» (САУ). Это легальная политическая партия, которая имеет программу «анархо»-капитализма (за свободный рынок) и участвует в выборах в органы власти Украины (http://www.s-a-u.org/2006.html). Хотя РКАС заявляет, что его члены сейчас опять вышли из САУ, их сотрудничество на местах продолжается (в создании студенческих организаций - http://www.s-a-u.org/)

Казалось бы, такая практика противоречит принципу «идеологического единства», который провозглашают «платформисты».  Однако для РКАС вначале все хорошо, лишь бы нарастить относительную «массовость». Затем принятых пытаются «дисциплинировать» - с помощью «Платформы» и организуемых РКАС «летних лагерей», где проводится силовая тренировка и одновременная промывка мозгов.

Программа летнего лагеря РКАС предполагает не только обязательную медитацию, политзанятия и тренировки, но и обязательное повиновение лидеру: «Все участники лагеря строго и неукоснительно выполняют распорядок лагеря и его правила, распоряжения руководства лагеря, начиная с момента решения о фактическом участии в лагере». В фашизме это именовалось "фюрерством". Принцип личного в лагере фактически отменен (http://rkas.org.ua/node/334). Интересно, что распорядок и принципы практически ДОСЛОВНО списаны с распорядка и принципов «Ежегодного летнего спортивного лагеря Вин Чун Кунг Фу «Дома вечной весны» (http://www.wingchun.donetsk.ua/wingchunsection.html ).

Главой «Школы Дома вечной весны» является сам «Самурай». Вот как он сам объясняет это:

«… Школа "Дом Вечной Весны" это не анархический проект напрямую (…). Однако он находится в тесной связи с деятельностью РКАС. В школе работают три зала где в течении учебного года занимаются до сотни человек. (…) Наша школа БИ (боевых искусств) - это кооператив при РКАС, работая в котором члены РКАС зарабатывают деньги. И клиенты кооператива их платят, и при этом не являются анархистами (…) Однако единоборческая община имеет свои законы развития и свою логику отношений (…). Школа БИ создается вокруг личности тренера-учителя, это естественно, и без этого нельзя. Но это не власть над личностью как таковая, не хочешь заниматься, можешь уйти и все. Просто я не представляю себе как можно в секции единоборства спорить с инструктором и выставлять напоказ свой эгоизм? Ты пришел за знаниями - учись. Не нравится - не учись)) Это все фишки из восточных традиций и философии с которыми безраздельно связаны все БИ. Вопрос в том - злоупотребляет ли тренер традицией и превращает секцию в тоталитарную секту или ведет себя достойно и мудро и остается лишь первым среди равным. (…) Это не значит, что тренеру надо руки целовать. Ведь так нигде не написано? Правда? Но это значит предельно раскрыться и довериться, раствориться в процессе, ведь передача знаний идет от "сердца к сердцу", вы становитесь очень родными друг другу. Это не слова (…). Плюс среди людей, которые занимаются в школе, культивируется товарищеский дух, общинность, взаимопомощь (почитайте внимательно этику школы). И мы не только декларируем все это, а и применяем на практике - вместе отмечаем праздники, заботимся о тех, кто заболел, или попал в беду, держим связь с теми, кто ушел в армию или переехал. Этого мало? В наш век атомизации и всеобщего равнодушия, когда разрушаются все социальные связи между людьми, создание такой общинно-семейной субкультуры это очень немало! Кроме того, в школе тренируется черная гвардия РКАС (бесплатно конечно), школа дает кадры для РКАС (то есть между занимающимися не-анархистами имеет хождение газета "Анархия", ведутся беседы на идейно-социальные темы, но выборочно, не в порядке принудительного общения».

Когда на форуме его спросили, чем такой «учитель» будет отличаться от начальника или директора в современном обществе, «Самурай» ответил:  «А разве при анархическом строе не будет преподавателей, директоров и начальников? Просто вектор отношений поменяется. Власть над людьми сменит управление процессами и привилегии сменятся добровольной ответственностью».  (http://anarhia.org/forum/viewtopic.php?p=96673&sid=d1fa8368bee7f7a93619eb4555158bbc#p96673)

Наконец, лидеры РКАС одним из ее принципов открыто провозглашают "клановость", необходимую для создания собственной «субкультуры». На ее съезде в 2010 г. было заявлено: "Одна из главных задач РКАС заключается в создании собственной субкультуры анархо-синдикализма, основанной на началах братства, единства, клановости". (http://anarhia.org/forum/viewtopic.php?p=297179&sid=a00266d862e2e85ce8305ed996236eef#p297179)

Если подытожить, то оказывается, что РКАС представляет собой структуру многоуровневой обработки сознания , то есть, по существу, психосекту, которая, используя платформизм в качестве прикрытия, пытается захватить контроль над анархистским движением.

Добавим, что при РКАС создана военизированная структура - «Черная гвардия». Ее «бойцы» проходят обучение восточным единоборствам. Планируется даже создание униформы (http://rkas.org.ua/forum/viewtopic.php?f=15&t=1860&sid=6afe73236bda95026a89b2e9c87a26b4&start=270#p37867). О ее задачах «Самурай» говорит так: «Мы обобщаем опыт так сказать "внутри", на семинарах черной гвардии и в учебных лагерях. Не все идет так гладко, как хотелось бы, но создание сил самообороны организации (что-то вроде "партийной" милиции) - это очень важное направление организационного строительства. Так задумывалась черная гвардия как постоянно действующая сила (федерация территориальных, при секциях, отрядов с общим штабом во главе) на основе идеологии, постоянной тренировки личных боевых качеств рукопашного бойца и работе в коллективе (…), а также постоянной практики в условиях улицы» (http://anarhia.org/forum/viewtopic.php?p=96122&sid=d1fa8368bee7f7a93619eb4555158bbc#p96122). Официально, в «гвардию» может вступить кто угодно, но она обязана подчиняться руководству РКАС.

Заметим, что РКАСовцы усердно выкладывают видеоролики своей "гвардии" в Интернете. Неясно, то ли на Украине такая степень сволоды и демократии, что военизированные организации могут не бояться репрессий, то ли власти знают, что вся эта "гвардия" - просто пшик и группа хулиганов, то ли... ?

Как в целом организована работа РКАС? На этот вопрос отвечает сам «Самурай»:

«РКАС имеет неоценимый опыт анархической работы, который не имеет никто. Поясню. Специфика деятельности РКАС заключалась в следующем:
1. Деятельность членов организации, ее местных групп была упорядочена и систематична. В конце каждой недели проводились общие собрания, которые делились на рабочую часть, "школу анархиста" и тренировки "черной гвардии". На рабочей части вырабатывалась недельная стратегия работы и планировалась месячная и квартальная; собирались взносы, проходили беседы с новичками, решались текущие вопросы, все члены местной организации отчитывались перед собранием о проделанной работе, распределялись новые задания. Затем следовала "Школа анархиста", на которой читались лекции и проводились семинары по образованию, также проводились различные тренинги по практической деятельности. В ходе "Школы" упор делался на то, чтобы вовлечь в процесс обучения всех и лекторов-учителей и новичков, сделав "школу" подлинной лабораторией самообразования. В конце (или на следующий день, обычно это суббота-воскресенье) проходили тренировки "черной гвардии", в которых были обязаны, участвовать все здоровые члены местной группы. Обычно занятия длились два-три часа и включали в себя физ.подготовку, рукопашный бой и коллективные игры. Цели таких тренировок: воспитание коллективного духа, поддержка здорового тонуса в членах организации и тренировка групп самообороны для защиты организации. Пропуск собрания и тренировки каждый должен был весомо мотивировать!!! (…)
2. (...) РКАС всегда была анархической общиной, большой семьей единомышленников, идейным и воинственным кланом бойцов слова и дела. (...) И никто из тех, кто нарушил принципы, и дух организации не остался без наказания. Всех лентяев, неисправимых болтунов, трусов и малодушных безжалостно выгоняли. Предателей презирали публично. Нанесших вред - наказывали. Это решалось на общем собрании или третейским судом». (http://vkt155.mylivepage.ru/blog/index/)

Как видим, классическое описание работы психосекты.

И, наконец, несколько слов о социальных целях РКАС. На словах, организация стремится к достижению общества анархистского коммунизма. Однако уже приведенного выше высказывания «Самурая» о сохранении в таком обществе директоров и начальников достаточно, чтобы поставить это заявление под сомнение. Но есть и другие примеры весьма двусмысленных формулировок. Например, в т.н. «программе-минимум» РКАС содержатся требования передать промышленные предприятия «в руки трудовых коллективов на правах собственника» и снизить налоги на средний и мелкий бизнес. Требование «вернуть обществу то, что у него нагло отобрали криминальные бизнесмены на волне хищений 90-х годов», заставляет думать, что, с точки зрения РКАС, предприятия в СССР принадлежали «обществу», а не государству.  (http://rkas.org.ua/forum/viewtopic.php?p=37327&sid=ef302b9c0aa9aa0b47d533f1fbe0425f#p37327)

Тактика, избранная РКАС, всегда была крайне лицемерной. Ее лидеры неоднократно обещали одно, но делали совершенно другое. Им важно одно: потешить свои амбиции и навязать свою власть анархическому движению. Для этого хороши все средства. Вывод один: осторожно, товарищи!

P.S. Последнее время в заявлениях РКАС усилились националистические и патротические нотки. В этой связи нельзя считать случайным участие его представителей в Киевском съезде красно-коричневых и черно-коричневых групп ("крысином съезде") летом 2012 года.

анархизм, РКАС, национал-анархизм, интернационалистический анархизм, национализм

Previous post Next post
Up