Несколько моментов, на которые обратил внимание...
1. «Гордое» заявление о том, что, мол, «... все эти средства “ВиваСелл” собирается вложить своими силами, без участия иностранных компаний, в том числе и партнеров по МТС.» говорит о том, что покупка Виваселл со стороны MTS была не чем иным, как навязанным из Москвы «крышеванием», то есть рэкетом. Т.е. Вива имела достаточно ресурсов, чтобы самостоятельно обеспечивать свой рост. Можно сделать вывод, что MTS в данном случае просто снимает сливки, которые в принципе могли остаться в Армении. Неоколониализм в чистом виде.
2. Разговоры о смене бренда. Вот на хрена? Точно так же французы потихоньку гасят наш коньячный завод... Правильно, зачем им потенциальный конкурент своим брендам?
3. «Вопрос» журналиста о том, что Армения занимает одно из последних мест в СНГ по количеству проговорённых минут в месяц и ответ Йирикяна... Отвечающий почему-то «забывает» простую вещь: если стоимость будет дешевле, то и разговаривать будут больше. За то выдает интересную, многим известную, но официально опровергаемую цифру: 2.8 млн населения в Армении.
За 2008 г. ViVa Cell вложит в свою инфраструктуру 60-70 млн. долл. США
Интервью агентству АрмИнфо генерального директора 'Виваселл' Ральфа Йирикяна
За 2008 г. ViVa Cell вложит в свою инфраструктуру 60-70 млн. долл. США Интервью агентству АрмИнфо генерального директора 'Виваселл' Ральфа ЙирикянаВ предстоящие несколько месяцев рынок сотовой связи Армении ожидают ощутимые изменения. В конце года на арене может появиться третий оператор сотовой связи, причем в число претендентов входят такие крупные компании, как France Telecom. Кроме того, возможно, что один из ведущих сотовых операторов и обладатель одного из самых известных брендов Армении - «Виваселл» - предпочтет называться по имени телекоммуникационного гиганта СНГ - ОАО МТС, как и в остальных странах присутствия «Мобильных ТелеСистем». Об этом и о многом другом с корреспондентом АрмИнфо побеседовал генеральный директор «Виваселл» Ральф Йирикян.
Каков расчетный объем инвестиций, которые “ВиваСелл” вложит в свою инфраструктуру в этом году? Участвует ли в инвестициях ОАО “МТС”?
- В этом году мы намереваемся вложить около 60-70 млн. долл. США. Причем все эти средства “ВиваСелл” собирается вложить своими силами, без участия иностранных компаний, в том числе и партнеров по МТС. Мы входим в состав группы МТС, но это не означает, что наше сотрудничество с коллегами должно носить характер дотаций. Мы рады, что можем самостоятельно финансировать как поддержание нашей сети в рабочем порядке, так и усовершенствования и расширение, без которых нельзя сохранять ведущие позиции.
- В какие области направлены инвестиции?
В первую очередь это расширение нашей сотовой сети. Мы хотим быть доступными для всех жителей Армении. Если на территории страны существует такая точка, где наша
связь недоступна, мы считаем это призывом к действию. Для обеспечения надлежащего качества связи мы инвестируем в телекоммуникационную систему, и в усовершенствование программного обеспечения. Кроме того, сейчас мы активно работаем над внедрением сети 3G, а также обращаем большое внимание на подготовку личного состава, организацию тренингов.
Когда 3G будет запущена и в каких городах? Каковы предполагаемая структура и численность абонентской базы?
Мы планируем завершить создание сети к концу года, максимум - в течение первых двух месяцев 2009 года. На первом этапе мы хотим задействовать три крупнейших города республики - Ереван, Гюмри и Ванадзор. Что касается целевых клиентов, то, учитывая, что стандарт 3G является в Армении новым, мы думаем, что в первую очередь этим предложением заинтересуются бизнес-сектор, т.е. сеть будет действовать в пределах бизнес-центров и прилегающей территории. Но весьма вероятно, что значительное число клиентов может появиться и вне бизнес-сектора. Не в последнюю очередь спрос на новую услугу будет определяться и тарифной политикой, которую мы пока окончательно не выработали. Когда мы это сделаем, мы сможем уже более определенно говорить об абонентской базе.
Будете ли вы ориентироваться на существующие цены?
Для определения оптимальной цены мы изучали и продолжаем изучать опыт телекоммуникационных операторов в других странах, а также то, насколько эта услуга будет востребована населением. Цены на нее могут быть выше существующих сейчас, ниже или наравне с ними. Телекоммуникационный рынок - конкурентный, но наши тарифы будут зависеть в первую очередь не от расценок других участников рынка, а от качества наших услуг и от спроса на них.
С какими компаниями вы сотрудничаете в создании сети 3G?
В данный момент мы сотрудничаем с Alcatel и Ericsson. Есть еще несколько поставщиков оборудования, которых пока рано называть. Но когда система будет задействована, их имена, конечно же, станут известны.
Продолжаете ли вы расширять свою GPRS-сеть?
В настоящее время Интернет-связь, предоставляемая нашей компанией, осуществляется уже в более современном стандарте EDGE. Здесь мы продолжаем расширять свою сеть, так как видим спрос со стороны клиентов.
Президент ОАО “МТС” Л. Меламед говорил о возможном сотрудничестве в области мобильного Интернета “ВиваСелл” и “Комстар-ОТС”. Сотрудничаете ли вы теперь?
На данный момент переговоров о сотрудничестве между двумя компаниями не ведется. Но вообще я не исключаю возможности такого сотрудничества, если обе стороны посчитают его взаимовыгодным.
На какой стадии находится процесс смены бренда “ВиваСелл” на “MTC”? Возможно ли, что прежнее название сохранится?
Мы планируем проводить ребрендинг постепенно. Сначала мы ставим по соседству логотипы “ВиваСелл” и МТС, затем останется только логотип “Мобильных ТелеСистем”. При этом мы будем работать над тем, чтобы репутация “ВиваСелл” и все то, что ассоциируется с этим брендом, перешли к новому бренду. Однако процесс смены торговой марки не является императивом. Чтобы определить наши дальнейшие шаги в направлении ребрендинга, мы осуществим подробное исследование рынка, проведем ряд потребительских опросов, чтобы узнать, к какому бренду потребитель отнесется лучше, причем мнение наших потребителей мы будем учитывать очень серьезно. Окончательное решение о смене товарной марки или ее сохранении будет зависеть именно от этого. Сроки ребрендинговой кампании не фиксированы - они могут составить от нескольких месяцев до нескольких лет. Мы закончим ее тогда, когда для нас станет абсолютно ясным мнение наших абонентов.
Какой бренд лучше воспринимается армянскими потребителями - местный или иностранный?
- Все зависит от качества продукции, стоящей за этим брендом. Есть иностранные бренды, которые потребитель любит, и есть такие, о которых он не хочет и слышать.
Являются ли программы корпоративной социальной ответственности непременным атрибутом успеха бренда?
Эти программы, безусловно, играют большую роль для повышения известности и авторитета компании, как в мире бизнеса, так и среди рядовых граждан. Однако непременной гарантией успеха такие программы все же не служат. Главное, чтобы было видно, какая работа проводится над брендом на рынке. Если люди видят, что компания выполняет все принятые на себя обязательства, ведет себя честно со всеми - будь то потребители, партнеры по рынку или поставщики - тогда этот бренд будет успешен. “ВиваСелл” люди сейчас тоже воспринимают иначе, нежели три года назад, когда он только вошел на рынок. Мы смогли добиться того, чего добились, благодаря честности и последовательности в работе.
По среднему числу минут сотовой связи на человека в месяц Армения занимает одно из последних мест в СНГ - менее чем 200 минут. Какова ситуация сейчас?
В данный момент этот показатель превысил 200 минут и продолжает расти. В наших бюджетных планах на этот год мы также исходим из этого. Я не хочу указывать цифру, так как это значило бы взять на себя обязательство, которое потом может не быть выполнено. Однако я заверяю, что к концу года среднее число минут сотовой связи на человека в месяц останется выше двухсот. Причем средняя цифра будет высокой не за счет Еревана - сейчас у нас имеется большое число активных региональных пользователей.
Насколько сейчас насыщен рынок сотовой связи в Армении?
Если принять число абонентов обоих операторов сотовой связи - за 2,2 млн., а население Армении в целом оценить в 2,8 млн. человек, в таком случае процент проникновения сотовой связи составит 78,5%. Наряду с этим известно, что определенная часть населения, как правило, не становится абонентами сотовой связи. Это старики и маленькие дети, а также люди, живущие за чертой бедности - итого около 15 - 20%. Таким образом, на практике заполнение рынка приближается к максимуму. Однако эта отметка может перейти и за 100 % - разумеется, вновь имея в виду потенциальных клиентов. Вы знаете, что некоторые абоненты могут держать при себе по нескольку SIM-карт.
Могут ли абоненты использовать параллельно и услуги третьего оператора?
Весьма вероятно, так как, скорее всего, вначале люди захотят испробовать услуги нового оператора в ознакомительном порядке - так же, как это вначале было с нами, с тем различием, что сейчас имеется больше возможностей стать абонентами более чем одного оператора. Вместе с тем, какая-то часть потенциальных абонентов, еще не пользующихся сотовой связью, остается. Значительную часть из них составляют люди, которые хотели бы пользоваться сотовой связью, но имеют сомнения, касающиеся финансовой целесообразности. Мы устанавливаем выгодные для них такие тарифы, которые помогают им преодолеть этот взгляд.
Значит ли это, что третий оператор установит низкие цены, которые потом повысит?
Мы не можем предугадать, какую стратегию выберет третий оператор. Как бы ни было, компания “ВиваСелл” предлагала и всегда будет предлагать современные услуги по конкурентным ценам.
Кто, по Вашему мнению, имеет больше вероятностей стать третьим оператором - сверхгигант или относительно скромная компания? В списке претендентов присутствуют и те, и другие…
Сейчас трудно что-то предугадать. Но одно можно сказать с уверенностью - появление третьего оператора не только расширит выбор клиентов, но и станет большим толчком для экономики Армении, причем не только в нашей отрасли. Ведь новый игрок рынка начнет широкую рекламную кампанию, завезет новое оборудование, создаст свою инфраструктуру и новые рабочие места. На все это он, естественно, направит средства, заплатит пошлины, а затем станет регулярным налогоплательщиком, а сотрудники его предприятия будут вносить подоходный налог и социальные выплаты. Подытожить сказанное можно так: новому оператору придется приложить много усилий, но в итоге от этого выиграют все.
Какие у компании имеются планы по благотворительным программам до конца года?
Здесь я Вас немного поправлю: то, что мы делаем - это не благотворительность, а корпоративная социальная ответственность. Когда мы помогаем отремонтировать больницу или детский сад, мы расцениваем это как ответственность перед обществом, в котором мы живем и работаем, перед жителями страны, которые пользуются нашими услугами. Нужно понимать, что никто не поможет нашей стране так, как поможем ей мы - ее граждане. Мы должны сами строить будущее для своей страны, и ответственность за это лежит на нас.
Спасибо за интервью.
Беседовал Арам Гарегинян, АрмИнфо. 21.08.08.
Источник:
Арминфо