Период позднего Ренессанса на Британских островах - 1665-1750 года, совпадет с эпохой барокко и рококо, царившей тогда на континенте. Английская архитектура со времен Иниго Джонса (1573-1651) до начала XVIII века продолжает пребывать в палладианской парадигме. И археологическая горячка середины столетия - открытие Помпей и Геркуланума, которая развернет Европу в сторону классических идеалов, органично впишется в художественную жизнь Британии, дополнив ее знания об античности. Англичане только теперь откроют для себя древне-греческое искусство и искусство Древнего Рима. Для Англии, не знавшей истинного Возрождения, в полном понимании этого европейского феномена, мощная волна всеобщего обращения к древности, это «новое веяние», порожденное усталостью от капризов маньеризма, скорее станет естественным движением на пути постижения истории материковой культуры. Оттого английский неоклассицизм, раньше чем континентальный разовьет в себе критический подход, занимаясь сравнением древнегреческого и палладианского искусства, и наконец, отдаст предпочтение эллинистическим формам.
«
NPG 2953, Robert Adam» на
Яндекс.Фотках Творческий путь шотландского архитектора Роберта Адама (1728-1792) отражает постепенное принятие консервативной Англией принципов классического искусства. В его художественной деятельности ранее всего прослеживается отход от схем палладианства и обнаруживаются приметы нового стиля. Историк архитектуры Роберт Лютенс в своей работе «Шесть величайших архитекторов», пишет о том, что из всех ему известных только Палладио и Роберту Адаму удалось «персонифицировать» Стиль. И действительно, имена собственные двух этих творцов служат указаниями на совокупность определенных, ярких и узнаваемых архитектурных черт.
1. Роберт Адам. Интерьер Остерли-Хаус. Этрусская комната.
«
Роберт Адам. Остерли. Этрусская комната.» на
Яндекс.Фотках Роберт Адам совершит переворот, он станет первым в Британии, кто предпочтет использовать греческий ордер, первым кто привнесет новый декоративный стиль - стиль свободный от имитаций, но полный воспитанного античностью вкуса и богатства воображения. Вот что пишет он сам о себе в одном из писем к заказчику - Лорду Камесу: «Я льщу себе мыслью, что наконец-то искусство Англии достигло такого уровня, что может считаться наиболее прогрессивным. И если теперь королю понадобится возвести дворец я готов выстроить его во всем великолепии чистого стиля. Я готов дать толчок чувству стиля этой стране. Я готов не просто предложить идеи для отделки здания, но продемонстрировать эффект сочетания внутренней и внешней композиции, тот эффект, который Англия так долго игнорировала. Здания выстроенные в плохом вкусе, которые у нас принято называть дворцами, в Париже назовут большим домом, хозяину которого кое-как удалось справится с оформлением. Я же заставлю Лондон наконец по-настоящему зауважать это понятие» И этим высоким амбициям автора суждено было сбыться. Впрочем, важно указать на то, что Роберт Адам в первую очередь прославлен и высоко оценен не как архитектор, но как выдающийся декоратор.
Рожденный в семье востребованного зодчего, владельца крупной строительной компании, он с ранних лет был приобщен к фамильному делу. По окончании Эдинбургского университета в 1743 году, Роберт начинает работать у отца ассистентом. В 1748 году, под руководством старшего брата, которому переходит по наследству семейное дело, Роберт принимает участие в создании архитектурных проектов и работает в Эдинбурге на строительстве особняка графа Хауптауна. В 1754 году он сопровождает своего заказчика в путешествии по Италии и югу Франции, где ему посчастливится познакомиться со знаменитым Клериссо.
Клериссо. Набросок. Интерьер виллы Мадама - выстроенной по проекту Рафаэля.
«
Клериссо. Набросок интерьера виллы Мадама» на
Яндекс.ФоткахБлестящий художник и архитектор, знаток античности, пансионер Французской академии в Риме, один из первых пропагандистов идей неоклассицизма, Шарль Луи укажет Адаму как верно выстроить рабочий день, передаст свой метод построения перспективы , умение работать с изображаемым ландшафтом и, что важно, продемонстрирует как знания и эстетика древних может быть востребована современностью. Клериссо (1721-1820) - был одним из первых, кто вводит в жилое убранство мотивы помпиянских росписей и таким образом создает удивительные по изяществу интерьеры. И этрусская комната в Остерли-Парк-Хаус, созданная Робертом Адамом, которая считается знаковым произведением для английского неоклассицизма, есть лишь подражание, но именно она укажет на позицию автора, на его знания и глубокое уважение к античности. Вероятнее всего именно Клериссо Адам обязан и знакомству с Пиранези.
Пиранези. Пантеон. Реконструкция площади.
«
Пиранези. Пантеон. Архитектурная реконструкция.» на
Яндекс.Фотках Дружба между прославленными творцами и позже непрестанная переписка продлится двадцать лет. Многие проекты - такие как создание Адамом серии каминов в стилистике неоклассицизма, и непосредственно работа над Этрусской комнатой, будут проходить под руководством прославленного итальянца.
За несколько лет проведенных в Европе Адам успевает не только увлечься античной архитектурой, но с интересом он исследует готику, наблюдает вершины барокко, рассматривает рококо. Знакомство с европейскими художественными приемами окажет влияние на его последующее творчество, подарит обширную эрудицию и скажется на разнообразии приемов и материалов, с которыми архитектор начнет работать в интерьере.
Помимо прославленных европейских городов: Брюсселя, Парижа, Нима, Генуи, Флоренции, Рима, Роберт посетит Египет, а так же проведет некоторое время в Греции и задержится в Сплите (Хорватия), где создаст альбом рисунков дворца Диоклетиана.
Роберт Адам. Дворец Диоклетиана.
«
Термы Юпитера» на
Яндекс.Фотках В 1758 году Роберт - (теперь уже член академии Святого Луки в Риме, Флорентийской школы искусств и Болонской академии), возвращается на родину, где становится партнером в фамильной фирме, и оказывается в числе одних из самых востребованных архитекторов. Свою карьеру он начинает в 1759 году работая одновременно над несколькими масштабными проектами. Совместная деятельность с братом, который имел навыки реализации крупного строительства, позволяют развить их семейному делу невероятно активную деятельность.
2. Харвуд. Вид со стороны паркового фасада.
«
Харвуд» на
Яндекс.Фотках Харевуд Хаус - первый проект Адама дворцового типа и масштаба. Принято считать что он вносил коррективы в предложенный заказчику старомодный архитектурный проект. Однако как и в двух предыдущих его работах - Хачландс Хаус и Шардолес здесь Роберт Адам, вероятнее всего, выступает пока как художник-декоратор обустраивая уже готовое здание. Его интерьеры не сохранились, однако составить представление об их характере возможно, благодаря дошедшей до наших дней лепнине потолка в Хачланде Хаус.
3. Лепнина Хачландс Хаус.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Вместо привычных для Англии массивных антаблементов и тяжеловесных, поделенных на отсеки потолков мы наблюдаем здесь набор легких лепных украшений.
4. Парковые павильоны Крум Корта. Садовый домик и оранжерея.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Сохранившиеся работы по Крум Корту более четко обнаруживают избранное им классицизирующее направление.
4а. Оранжерея Крум-Корта.
«
Крум Корт. Оранжерея.» на
Яндекс.Фотках Элементы садовых построек - изящного павильона-ротонды и оранжереи, исполненной в виде дорического портика, будут несколько позже использованы им в Остерли.
4б. Остерли. Портик.
«
Портик Остерли Хаус.» на
Яндекс.Фотках Принято считать что мотивы рельефов, триглифа и резьбы по камню есть аллюзии на декоративные элементы храмов Пальмиры. Адам демонстрирует редкую для Англии эрудицию архитектора. Но понятие дорического ордера в своей садовой постройки он трактует скорее исходя из положений Виньолы, нежели из собственных натурных наблюдений.
Помимо небольших архитектурных созданий, несколько интерьеров Крум Корта так же приписывают Роберту Адаму. Английские специалисты называют их декорированием в стиле «пре-Адама», то есть относящимися к раннему периоду его творчества.
5. Крум Корт. Интерьер салона.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Один из сохранившихся целиком - галерея или салон, занимает правое крыло Крум Корта и выходит окнами на речной берег. От первоначальной композиции созданной мастером к середине ХХ века сохранился не только рисунок потолка.
6. Крум Корт. Кессоны потолка галереи.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Сохранилась и тонкая гризайль по стенам, и ниши, из которых по задумке Адама, величественные античные статуи взирают на простор обширного парка, а так же камин, исполненный в технике стукко, но главное - оригинальные образцы мебели по эскизам Адама. К концу 1760-х, он введет в моду строгие классические линии, и таким образом усмирит изломанные рокальные образцы, изготовляемые Чипидейлом в промышленных масштабах, - то есть приведет к полной гармонии и единому стилю внутреннее убранство комнат.
6а. Слева кровать по рисунку Роберта Адама. Справа - в исполнении мебельной фабрики Чипидейл
Посмотреть на Яндекс.Фотках Киделстон Холл в Девоншире можно назвать иллюстрацией к тем постулатам, которые братья Адамы изложат позже в своем издании от 1773 года: «Архитектурные работы Роберта и Джеймса Адамов».
7. Кинделсон Холл. Фасад южного крыла.
Посмотреть на Яндекс.Фотках «Динамика - это взлет и падение, движение вперед и отступление к другим разнообразным формам в различных частях здания, чтобы значительно повысить живописность композиции. Потому что взлеты и падения, продвижение вперед и отход назад с выпуклостями, вогнутостями и другими формами больших частей имеют в архитектуре такой же эффект, какой на пейзаж оказывают горы и долины, фон и расстояния, возвышенность и спуск. То есть они служат созданию приятных и разнообразных очертаний, которые сходятся и расходятся, гармонируют и контрастируют, словно картина, наделяющая композицию настроением, красотой и впечатлением» . Перед нами одна из немногих сохранившихся ранних работ, которая впрочем не была закончена и все же дает наиболее полное представление о сложении нового стиля.
Знакомые палладианские приемы монументальной жилой архитектуры впервые здесь изменены - высокий цокольный этаж грубого руста несет прямоугольник здания, в основе которого прочитывается центрический план, благодаря венчающему его куполу. Но мы не наблюдаем полного набора приемов Позднего Возрождения - здесь нет ни портика, ни фронтона. В основе южного фасада Кедлестон Холла лежит мотив триумфальной арки, причем отсылка здесь более чем конкретна - это арка Константина в Риме.
7а. Триумфальная арка императора Константина в Риме.
Посмотреть на Яндекс.Фотках По фасаду Киделстон Хаус четыре свободностоящие колоны на высоких постаментах рассекают плоскость на четыре части, выделяя центральную из них расширенным интерколумнием. Особую динамику фасаду предает сильная раскреповка карниза, использование коринфского ордера и высокий аттик на фоне которого выделяется скульптура. Роберт Адам довольно последовательно повторяет и рельефную декорацию, только вместо сквозных проходов фланкирующих вход арки Константина, здесь мы видим две конхи ниш, украшенных статуями, а вместо двух медальонов над ними, здесь присутствует лишь один. Немаловажную роль для создания впечатления мощного движения играет и крутая лестница в два схода, которая выделяет центральный ризолит. Так на наших глазах разрушается привычная, для английской архитектуры середины XVIII столетия, схема. Более того, заявленная братьями динамика по фасаду прослеживается и на уровне плана.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Усадебный дом более не замкнутая композиция на основе прямоугольника стремящегося к квадрату. Теперь от него отходят две циркумференции, которые рассекают пространство парка и каждая из которых заканчивается двухэтажным флигелем. Таким образом создается иная пространственная среда с двумя различными типологиями дворов, сменяющими друг друга. «Синтез пространства и пластики», «образование архитектурного организма», так характеризует неоклассицизм Бринкман в одной из своих работ, посвященных этому стилю и один из ранних проектов Роберта Адама есть тому подтверждение.
В Кедлестоне Адам по-настоящему раскроет себя и как декоратора. Центральный холл он создает по правилам античного атриума. Дневной свет заливает пространство сверху и явится здесь главной действующей силой.
8. Кеделстон. Схема.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Коринфские колонны и пилястры из пестрого алебастра, множественные профилировки карнизов, тонкие рельефы, лепнина и порталы, скульптура в нишах, - все подчиняется здесь диктовке дня и существует повинуясь изменениям его света.
9. Кеделстон. Атриум.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахОсобое внимание нужно обратить на бронзовые треножники в каминах, которые хозяин дома называл «истинными шедеврами».
10. Кеделстон. Атриум. Камин.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Таким образом очевидно, что Роберт Адам считает своим долгом учитывать в интерьере каждую деталь, сохраняя при этом избранную им стилистику. И он может и умеет работать с любым материалом от мрамора до стукко, от дерева до бронзы и серебра, и эти уникальные дарования проявятся в полную силу в его поздних работах.
11. Роберт Адам. Серебряная ваза. 1770-1771.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Салон в Кедлестоне - еще один зал, который сохранил свое первоначальное убранство до наших дней. Это ротонда, которая следует за центральным холлом. Два эти зала в Англии середины XVIII века произвели настоящий фурор.
12. Роберт Адам. Кессонированный свод салона в Кеделстоне.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Для ротонды по эскизам Адама так же была изготовлена и мебель - в каждой из четырех экседр стояли изящные образцы кресел, и что интересно, этот зал обогревался не с помощью каминов, которые нарушили бы строгость его декорации, но с помощью специальной системы подачи горячего воздуха, которая так же была заимствована у древних и адаптирована к современным условиям английского дома Робертом Адамом.
13. Кеделстон. Интерьер и плафон столовой.
Посмотреть на Яндекс.Фотках 15.
Посмотреть на Яндекс.Фотках В 1761 году Адам одновременно приступает к работам над проектами, которые принесут ему мировую славу - в предместьях Лондона он занят реконструкцией поместья герцога Нортумберленда - Сион Хаус и неподалеку от него дома в Остерли Парк (ныне отделение музея Виктории и Альберта).
14. Остерли Парк. Центральная лестница.
Посмотреть на Яндекс.Фотках 18. Остерли парк. Рисунок Роберта Адама.
Посмотреть на Яндекс.Фотках 19. Остерли Хаус. Спальня. Мебель Роберт Адам.
Посмотреть на Яндекс.Фотках 20. Остерли Хаус. Прихожая.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Сион-Хаус был закончен к 1769 году, но работы над домом в Остерли будут продолжаться более восемнадцати лет. Оба эти дома являются постройками предыдущих эпох и Адаму необходимо было поднять их уровень комфорта и привести их в соответствие со вкусом нового времени.
15. Роберт Адам. Столовая Кеделстон Холл.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Им создаются так же всевозможные парковые затеи - павильоны, мосты, ворота. Иллюминации.
«
1up_0067, 11/17/11, 12:40 PM, 8C, 5848x7504 (0+0), 100%, straight 6 sto, 1/60 s, R54.5, G35.8, B49.9» на
Яндекс.Фотках Иллюминация в Уэльсе в честь его Величества. Временная конструкция. Так называемая архитектура празднеств.
Ворота и мост. Сион Хаус
«
1up_0017, 11/15/11, 11:44 AM, 8C, 5846x7503 (0+0), 100%, straight 6 sto, 1/60 s, R54.5, G35.8, B49.9» на
Яндекс.Фотках
«
1up_0014, 11/15/11, 11:30 AM, 8C, 5846x7503 (0+0), 100%, straight 6 sto, 1/60 s, R54.5, G35.8, B49.9» на
Яндекс.Фотках Однако работы Адама лишь коснулись внешнего вида зданий, он занят благоустройством внутренних помещений. И заявленные им приемы в более ранних проектах такие как: введение в художественный обиход классической античной формы, чистота и строгость стиля, внимание к пропорции, создание смены впечатлений путем демонстрации архитектурной перспективы, изменения конфигурации залов и зонирование их с помощью колоннад, использование возможностей освещения, сочетание разнообразных материалов, утонченная орнаментика, - вся эта мозаика сложится в узнаваемый творческий метод, который обретет множество последователей и подражателей. И среди них, наиболее нам знакомым окажется Чарльз Камерон, вернее его работы в Царском селе для Екатерины Великой.
20. Роберт Адам. Сион Хаус. Прихожая.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Библиография на руском языке.
Бринкман А. Архитектурный классицизм XVIII века // История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935.
Всеобщая история архитектуры. Западная Европа и Латинская Америка. Т. VII. М., 1969.
Гартман К.О. История архитектуры, М., 1938.
История английской архитектуры. П. Кидсон, П. Мюррей, П. Томпсон, М., 2003.
Малая история искусств. Искусство XVIII века. М., 1977.
Саркисьян Г.А. Английская архитектура 7-19 века // Искусство стран и народов мира, т. I. М., 1962
Библиография на английском языке.
Beard G The work of Robert Adam. Edinburg, 1978.
Essays in the history of architecture presented to Rudolf Wittkower. Great Britan, 1967.
Fleming J Robert Adam and his circle in Edinburg and Rome. L., 1968.
Lees-Milne The age of Adam. L., 1948.
Lutyens R. Six great architects. L., 1959.
The works in architecture of Robert and James Adam. N-Y., 1980.
Summerson Architecture in Britan 1530-1830. L., 1993
Wittkower Palladio and English palladism. L., 1984